МДП - СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА

1.1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В ноябре 1975 г. на итоговой конференции, состоявшейся под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), была представлена Конвенция МДП, 1975 г., вступившая в силу в 1978 году. С тех пор она остается одной из наиболее действенных международных транспортных конвенций и фактически единственной универсальной системой таможенного транзита. Основные идеи и принципы Конвенции МДП, 1975 г. и ее транзитного режима были положены в основу многих других транзитных систем, и, таким образом, прямо или косвенно, Конвенция МДП, 1975 г. способствовала упрощению международных транспортных перевозок вообще и автомобильных перевозок в частности, причем не только в Европе и на Ближнем Востоке, но также в таких регионах, как Африка и Латинская Америка.

Каждый, кто путешествовал по дорогам Европы, знаком с табличкой TIR. прикрепленной к тысячам грузовиков и прицепов, использующих транзитную систему МДП. Голубая табличка с белой надписью "TIR" является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международную перевозку грузов.

В 2000 году Конвенция МДП, 1975 г. отпразднует свою 25-летнюю годовщину. Это событие позволит лишний раз отметить те преимущества, которые предоставляет своим участникам эта уникальная международная система таможенного транзита, и сделать некоторые прогнозы на будущее.

Работа над созданием транзитной системы МДП началась под эгидой ЕЭК ООН вскоре после окончания Второй мировой войны. Первое Соглашение МДП было подписано несколькими европейскими государствами в 1949 г. Успех этого Соглашения предопределил принятие Конвенции МДП Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН в 1959 г., которая вступила в силу в 1960 г. Первая Конвенция МДП была доработана в 1975 г. с учетом накопленного в процессе использования системы опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил. Таким образом, опыт, приобретенный за первые 10-15 лет существования системы, был использован для того, чтобы сделать ее еще более эффективной, менее сложной и то же время более безопасной с таможенной точки зрения. Другой причиной модификации Конвенции послужило появление в начале 60-х годов новых видов транспортного оборудования: контейнеров для морских перевозок, чуть позднее - контейнеров для обменных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта, предназначенных для повышения их эффективности.

Развитие смешанных или мультимодальных перевозок привело к необходимости признания контейнера, при определенных условиях, в качестве транспортной единицы, обеспечивающей таможенную безопасность. Это также означало, что в рамках процедуры МДП грузы могли перевозиться не только автомобильным транспортом, как было раньше, но также железнодорожным, речным и даже морским видами транспорта при условии, что часть перевозки осуществляется дорожными транспортными средствами.

После вступления в силу Конвенция МДП, 1975 г. заменила собой прежнюю Конвенцию 1959 г. Тем не менее, бывшая Конвенция все еще остается в силе, поскольку одна из Договаривающихся сторон Конвенции МДП 1959 года (Япония) до сих пор не присоединилась к Конвенции МДП, 1975 г.

С 1975 г. в Конвенцию МДП девятнадцать раз вносились изменения и дополнения. Последние поправки, вступившие в силу 17 февраля 1999 г., привели к заметному улучшению применения процедуры МДП на национальном и международном уровнях, расширили возможности таможенного контроля, а также способствовали усилению взаимодействия между правительствами посредством создания Исполнительного совета МДП.

1.1.2. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ

Принятая почти 25 лет назад, Конвенция МДП, 1975 г. доказала, что является одним из наиболее совершенных документов, принятых под эгидой ЕЭК ООН. В настоящее время Конвенция МДП насчитывает 64 Договаривающихся стороны, включая Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Ее зона действия охватывает всю Европу и простирается до Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. За океаном Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются Соединенные Штаты Америки, Канада, а также Чили и Уругвай (см. главу 3).

Об успехе системы МДП можно судить и по количеству книжек МДП, выдаваемых ежегодно. Так, если в 1952 году было выдано чуть больше 3 000 книжек, то в 1960 г. их число увеличилось до 100 000, а в 1970 г. - 800000. В течении 70-х и 80-х годов спрос на книжки МДП колебался между 500000 и 900000 в год. Это может быть объяснено расширением Европейского сообщества, которое создало свою систему общего транзита и более не нуждалось в книжках МДП для внутренних перевозок. В связи с расширением экономических связей между Восточной и Западной Европой, особенно после 1989 г., и последовавшим увеличением объема международных автомобильных перевозок число транспортных операций с использованием книжек МДП превысило 1 миллион в 1992 году и достигло 2,7 миллиона в 1998 году.

В действительности, этот успех объясняется тем, что система МДП предоставляет в распоряжение перевозчиков и таможенных органов простую, экономичную и безопасную транзитную процедуру для международных перевозок товаров.

1.1.3. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Системы таможенного транзита предназначаются для максимально возможного упрощения перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами в международном торговом обороте и обеспечения необходимой таможенной безопасности и гарантий государствам транзита. Необходимым условием успешного функционирования любой транзитной системы является простота ее использования как для всех участников международных транзитных перевозок, так и для сотрудников таможенных органов. Таким образом, необходимо поддерживать разумный баланс между требованиями таможенных рганов, с одной стороны, и перевозчиков, с другой.

Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы государств транзита предъявляют к перевозимым грузам требования в соответствии с национальным законодательством. Эти требования могут отличаться друг от друга, однако зачастую предполагают досмотр грузов и транспортных средств при пересечении ими границы и обеспечение уплаты таможенных платежей (гарантия, залог, депозит и т. п.) для покрытия возможного бюджетного ущерба в случае нарушения правил перевозки транзитных грузов. Подобные меры, применяемые в каждом государстве транзита, ведут к значительным расходам перевозчиков, задержкам и простоям транспортных средств.

Система МДП была разработана с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры и защитить при этом каждое государство транзита от нелегального ввоза грузов.

(a) Преимущества для таможенных органов

Рассматриваемая система, несомненно, имеет преимущества для таможенных органов, поскольку она дает возможность сократить число требований, обычно предъявляемых национальным законодательством к перевозимым грузам. Вместе с этим она позволяет избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего с точки зрения оборудования физического досмотра в государствах транзита и свести такой контроль к проверке печатей, пломб и внешнего состояния грузового отделения или контейнера. Кроме этого, отпадает необходимость в применении национальных гарантий и ведении особой национальной документации.

Следует отметить и то, что международные транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу - книжке МДП, что значительно снижает риск представления таможенным органам недостоверной информации.

(b) Преимущества для транспортной отрасли

Преимущества для торговли и транспорта не менее очевидны. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством со стороны таможенных органов. Уменьшая традиционные препятствия на пути движения грузов, система МДП способствует развитию международной торговли. Она позволяет значительно сократить транспортные расходы за счет сокращения задержек в пути. Кроме этого, доработанные положения Конвенции МДП, 1975 г. позволяют широко использовать для перевозок и контейнеры. Наконец, устраняя препятствия, связанные с таможенным контролем, она предоставляет экспортерам свободу в плане выбора вида транспорта, наиболее подходящего для удовлетворения их потребностей.

1.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МДП

Ниже приведено краткое описание элементов системы таможенного транзита МДП, введенной в действие Конвенцией МДП, 1975 г. Из него видно, насколько привлекательной является эта система для перевозчиков и таможенных органов ввиду своей простоты и эффективности.

Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную безопасность с точки зрения таможенных органов государств транзита, режим МДП с 17 февраля 1999 г. содержит пять основных элементов - пять столпов, на которых стоит вся система (см. рис.1):

Рис. 1: Элементы системы МДП

1.2.1. ДОПУЩЕНИЕ К ПЕРЕВОЗКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОНТЕЙНЕРОВ

Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.

В целях соблюдения этого требования Конвенция вводит стандарты конструкций и процедуры допущения. Грузы могут перевозиться с использованием процедуры МДП только в случае, если грузовое отделение транспортного средства или контейнер прошли процедуру допущения в соответствии с положениями Конвенции. Если контейнер или грузовое отделение транспортного средства отвечают всем требованиям, соответствующее национальное ведомство выдает так называемое свидетельство о допущении дорожного транспортого средства или табличку о допущении для контейнера.

Если уполномоченное национальное ведомство имеет сомнения в том, соответствует ли какая-либо новая конструкция, предложенная изготовителями, техническим предписаниям Конвенции МДП, оно может обратиться через соответствующие государственные органы в Рабочую группу ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30), или в Административный комитет Конвенции МДП за разъяснениями. Рабочая группа или Административный комитет могут выразить свое решение в виде комментария либо, если речь идет о широкораспространенной новой конструкции, еще не нашедшей отражения в Конвенции МДП, - подготовить предложения по поправкам к тексту Конвенции.

1.2.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ГАРАНТИЙ

Вторым элементом транзитной системы МДП является международная система гарантий. Эта система гарантирует уплату национальным гарантийным объединением всех таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты самим перевозчиком.

Принцип действия международной системы гарантий чрезвычайно прост. Каждое гарантийное объединение, представляющее интересы траспортного сектора в государстве-участнике Конвенции МДП, 1975 г. и признанное таможенными органами этого государства, гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые могут подлежать уплате в случае обнаружения какого-либо нарушения операции МДП на территории такого государства. Таким образом, национальное объединение гарантирует уплату всех пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими транспортные операции с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства.

Следовательно, каждое государство обеспечено гарантией при проведении на его территории транспортных операций МДП. Иначе говоря, всегда существует национальный партнер, к которому могут обращаться таможенные органы в случае обнаружения каких-либо нарушений. Таким образом, система МДП может быть представлена как цепь национальных транзитных перевозок, регулируемых, впрочем, скорее международными, чем национальными правилами, так как перевозка осуществляется под международную гарантию.

Все международные гарантийные объединения составляют своеобразную гарантийную цепочку, опоясывающую все государства - участники Конвенции МДП. Национальные гарантийные объединения образуют хорошо функционирующую систему гарантий, управление и финансирование которой осуществляются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве (Швейцария) - неправительственной организацией, представляющей интересы автомобильных перевозчиков по всему миру.

В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем обратиться к гарантийному объединению, должны по мере возможности потребовать уплаты у лица, несущего прямую ответственность за обнаруженное нарушение. Если возникнет необходимость в применении гарантии (например, вследствие неплатежеспособности лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению государства, на территории которого произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать вопрос в рамках этого государства. Впоследствии национальное гарантийное объединение может через международную гарантийную цепь потребовать возмещения своих расходов.

Предел гарантии определяется для каждого государства в отдельности, однако рекомендовано ограничивать максимальную сумму, которая может быть истребована от национального объединения, 50.000 долларов США на каждую книжку МДП (200.000 долларов США - для книжки МДП "Табачные изделия/Алкогольные напитки").

1.2.3. КНИЖКА МДП

Книжка МДП представляет собой краеугольный камень всей транзитной системы и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия. На сегодняшний день МСАТ - единственная международная организация, которая получила (под контролем Исполнительного совета МДП) полномочия на централизованное изготовление и распространение книжек МДП среди национальных гарантийных объединений в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах между ними и МСАТ. Каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своего государства на условиях, определенных в декларации - обязательстве перевозчика.

Первая страница обложки, а также отрывные листы и корешки, сгруппированные по два, являются наиболее важной частью книжки МДП для таможенного контроля и действия гарантийной системы. Комплект из двух отрывных листов и двух корешков используется в каждом государстве, на территории которого осуществляется операция МДП.

Предъявление должным образом заполненной перевозчиком именной книжки МДП, содержащей подписи и печати международной организации и выдавшего ее гарантийного объединения, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий. Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне назначения при условии, что операция начата в таможне отправления в сроки, установленные выдавшим книжку МДП гарантийным объединением.

1.2.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ МЕР ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Четвертым элементом системы МДП является условие признания государствами транзита и государством назначения мер таможенного контроля, принятых в государстве отправления.

При соблюдении этого условия, грузы, перевозимые в опломбированных грузовых отделениях транспортных средств или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в пути следования. Это является самым главным преимуществом для перевозчиков, использующих процедуру МДП. Конечно, сказанное выше не исключает возможность выборочного досмотра, если у таможенных органов есть основания предполагать нарушения, однако такие случаи досмотра грузов в пути следования должны рассматриваться как исключение из общего правила.

Описанная процедура, весьма привлекательная для перевозчика, предполагает, что таможенные органы государств транзита и государства назначения доверяют качеству таможенного контроля государства отправления. Следовательно, для успешного функционирования всей системы МДП качество таможенного контроля в государстве отправления имеет решающее значение. Поскольку само существование системы МДП зависит от качества таможенного контроля в государстве отправления, очень важно, чтобы он был полным и осуществлялся с соблюдением всех необходимых формальностей. Кроме того, таможенный орган отправления, перед тем, как наложить таможенные печати и пломбы, должен проверить состояние грузового отделения дорожного транспортного средства или контейнера, а в случае использования крытых транспортных средств (контейнеров) - состояние покрытия и его креплений, так как сведения об этом не вносятся в свидетельство о допущении.

1.4. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МДП

Процедуры, описанные ниже, дают общее представление об операциях, в том числе и таможенных, которые практически осуществляются при перевозке грузов с использованием системы МДП (см. рис. 3).

Рис. 3: Принцип действия системы МДП

Таможня отправления является, как правило, таможней, где выполняются все необходимые таможенные формальности, связанные с вывозом грузов. Таможня отправления досматривает и оформляет грузы на основании сведений, заявленных перевозчиком в книжке МДП, накладывает таможенные пломбы на грузовое отделение и делает об этом отметку в книжке. После этого отделяется один отрывной лист (белый) и заполняется соответствующий корешок. Книжка МДП возвращается перевозчику, который начинает транспортную операцию. Пограничная таможня проверяет сохранность таможенных пломб, отделяет второй лист книжки МДП (зеленый) и заполняет соответствующий корешок. После этого грузы могут быть выпущены за границу, а оба заполненные корешка удостоверяют, что перевозка по территории государства отправления полностью завершена.

После окончания перевозки таможенные органы государства отправления проверяют правильность ее осуществления в соответствии со следующим порядком: пограничная таможня направляет свой отрывной лист книжки МДП (зеленый) в таможню отправления, которая сверяет его со своим отрывным листом. Если они совпадают (т.е. пограничная таможня не обнаружила никаких нарушений), то операция МДП завершается для этого государства и книжка МДП считается оформленной без оговорок.

Если отрывной лист, направленный пограничной таможней, содержит информацию о каких-либо оговорках, или если он не получен таможней отправления, последняя делает запрос в национальное гарантийное объединение, информируя его, что книжка МДП оформлена с оговорками или не оформлена совсем. Если таможенные органы не получают удовлетворительного объяснения, то они, в соответствии с положениями Конвенции МДП и национальным законодательством, определяют сумму таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате. В том случае, если не представляется возможным взыскать такие пошлины и налоги непосредственно с ответственного за нарушение лица, таможенные органы сообщают национальному гарантийному объединению о необходимости уплаты этой суммы. В каждом последующем государстве транзита происходит такая же процедура, как и в государстве отправления.

Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства транзита, проверяет сохранность таможенных пломб и отделяет один отрывной лист. Подобным образом поступает таможня, через которую грузы вывозятся с территории государства транзита. Оба листа сверяются, и операция завершается или, если обнаружены какие-либо нарушения, применяется процедура, описанная выше. Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, в том случае, если она является одновременно таможней назначения, отделяет оба отрывных листа и несет ответственность за помещение грузов под другой таможенный режим (помещает грузы на таможенный склад, выпускает в свободное обращение и т. п.). Если получатель грузов располагается внутри государства, таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, действует по схеме, описанной выше, и таможней назначения становится внутренняя таможня.

Представленная выше схема ни в коем случае не исключает права таможенных органов любого государства на досмотр грузов. Если таможенные органы имеют основания предполагать, что грузы перевозятся обманным образом, с использованием фальшивых печатей и пломб или подложных книжек МДП, они имеют полное право на досмотр грузов.

Для обеспечения более надежного контроля таможенные органы могут установить маршрут следования грузов. Перевозка должна быть осуществлена в разумные сроки. Перевозчик, который не уложился в установленные для перевозки сроки или нарушил предписанный для него маршрут следования в силу каких-либо причин (наводнение, снегопад, авария и т. п.), должен представить таможенным органам удовлетворительные объяснения. При более серьезных нарушениях (повреждения таможенных пломб, вынужденная перегрузка грузов, полное или частичное их уничтожение) перевозчик должен получить официальное подтверждение об этом у любого официального учреждения, расположенного в непосредственной близости от места нарушения, используя имеющийся в книжке МДП протокол. На основании имеющихся в их распоряжении сведений таможенные органы могут выяснить обстоятельства дела с целью подтверждения их достоверности.





Учебно-консультационный центр   УГЦТС ЛИСКИ   Спеціальний підрозділ міліції охорони “Титан”
www.iru.org