2.03.2004 г. в Киеве состоялось заседание круглого стола "Международные перевозки — проблемы и их решения", организованное АсМАП Украины. Ассоциацию представляли ее президент Леонид Костюченко, вице-президенты Ю. Кучинский и Л. Докиль, члены Совета Ассоциации. В работе круглого стола приняли участие: народный депутат Украины, председатель подкомитета по автотранспорту ВР О. Климпуш, начальник Управления экспертизы, анализа и дерегуляции развития реального сектора экономики КМУ Н. Щербина, замминистра транспорта С. Кроль, директор Госдепартамента автотранспорта Е. Закиров, зав. сектором таможенного контроля на автотранспорте ГТСУ С. Волик, представители Госпогранслужбы, департамента ГАИ МВД, "Укравтодора", других госструктур, а также представители МСАТ/IRU и АСМАП РФ.
В своем выступлении президент АсМАП Украины Л. Костюченко изложил основные проблемы, решению которых призван содействовать данный круглый стол. Он рассказал о главных позитивных моментах работы Ассоциации и о новых проблемах, требующих неотложного решения.
Одно из важнейших достижений Ассоциации — преодоление кризиса в обеспечении украинских автоперевозчиков польскими разрешениями. В результате переговорного процесса между компетентными органами двух стран и ассоциациями перевозчиков ZMPD и АсМАПУ, который продолжался практически весь 2003 г., а также открытия движения контрейлерных поездов "Викинг" и "Ярослав", Минтранс Украины получил в 2003 г. 75 тыс. польских разрешений вместо 55 тыс. утвержденной годовой квоты. Количество портовых разрешений практически не ограничивалось.
Кроме того:
В конце минувшего и в начале т.г. АсМАП Украины при поддержке Минтранса провела изучение барьеров, имеющих место при выполнении международных автоперевозок. Специалисты Секретариата и члены Ассоциации на протяжении двух недель проводили анкетирование перевозчиков в пунктах пропуска Ягодин, Чоп, Бачевск и Гоптовка. На месте ознакомились с работой контрольных служб и автомобильных терминалов. Анкетирование позволило составить перечень барьеров и определить компетентные органы, способные их устранить.
К сожалению, часть уже решенных проблем опять перешли в категорию барьеров. Так, во многих регионах таможенные органы отказываются проводить таможенное оформление ввозимого автотранспорта с применением векселей. В ряде пунктов пропуска перевозчиков заставляют проводить оформление на территории автотерминалов. При этом водителей вынуждают подписывать заявление о добровольном заезде на терминал.
Несмотря на создание множества рабочих групп и совместных комиссий, многочисленные совещания, подготовку десятков обращений в компетентные органы, вопросы оформления и выполнения перевозки опасных грузов, утверждения маршрутов, по которым разрешено движение автотранспортных средств массой 40 т и контейнеровозов массой 44 т без разрешений и согласований, оказались замороженными.
Скорейшего решения требуют вопросы:
На пресс-конференции, завершившей заседание, Л. Костюченко также отметил проблему соответствия подвижного состава международным экологическим стандартам. В настоящее время около 42% из 16 тыс. украинских грузовиков, выполняющих международные перевозки, не соответствуют экологическим стандартам Евро-2 и Евро-3. Совместно с Минтрансом АсМАП Украины разрабатывает план замены подвижного состава на более экологически чистые типы ТС, а Таможенно-тарифный совет уже принял решение об уменьшении ввозной пошлины на тягачи с 20% до 5%.
Замминистра транспорта С. Кроль отметил следующие задачи госрегулирования в сфере международных автоперевозок:
С. Кроль также сообщил, что для изучения опыта Украины в организации комбинированных перевозок 27—29.09.2004 г. в Киеве будет проведено Совместное заседание ЕКМТ и ЕЭК ООН по вопросам интермодального транспорта и логистики.
Директор госдепартамента автотранспорта Минтранса Украины Е. Закиров отметил работу, которая проводится по гармонизации транспортного законодательства Украины и европейских стран. Готовятся изменения в Закон Украины об автотранспорте, регламентирующие допуск к международным автоперевозкам в зависимости от подвижного состава, разработаны и проходят согласование "Правила перевозок грузов в международном сообщении по территории Украины" и "Порядок организации регулярных и маятниковых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении". По словам Е. Закирова, в настоящее время действует 7624 лицензии на предоставление услуг по международной перевозке пассажиров и грузов автотранспортом. К лицензиям оформлено 22096 лицензионных карточек, из них 1771 — на автобусы, 19829 — на грузовики.
В ходе круглого стола были затронуты проблемы, связанные с введением нового Таможенного кодекса (например, неясность употребления термина "таможенный перевозчик"), проблемы потери времени на погранпереходах (среднее время прохождения погранперехода Ягодин — не менее суток). Отмечено, что неурегулированным остается вопрос выгрузки проблемных грузов. Все убытки от простоя автопоезда при возникновении сложностей с растаможкой груза несет международный автоперевозчик, поскольку в Украине нет практики приема таких грузов на таможенно-лицензионные склады.
Одной из самых острых для международных автоперевозчиков остается проблема поборов на погранпереходах. О подробностях и нюансах вымогательства в пункте пропуска "Ягодин" рассказал вице-президент АсМАП Ю. Кучинский. По подсчетам перевозчиков, общая сумма их потерь превышает $3 млн в год. В связи с этим С. Кроль пообещал, что Минтранс Украины инициирует перед КМУ создание специальной комиссии по изучению ситуации с поборами на границах. В состав комиссии планируется привлечь представителей правоохранительных органов, Минтранса, а также АсМАП Украины.
Журнал «Транспорт»