Полгода, прошедшие после сентябрьского Общего собрания членов АсМАП, дают возможность подвести определенные итоги. С первых дней работы руководство Ассоциации определило три ключевых направления своей деятельности:
- решение вопросов законодательного характера;
- обеспечение перевозчиков разрешениями;
- сотрудничество с международными организациями.
Вмешательство в нормальную продуктивную деятельность Ассоциации деструктивных действий группы предприятий внесло в программу ее работы дополнительный пункт - решение проблем, связанных с имуществом АсМАП Украины.
7 февраля текущего года Верховной Радой Украины принят Закон Украины "О снятии предостережения к Соглашению между правительством Украины и правительством Республики Польша о международных автомобильных перевозках" относительно освобождения польских перевозчиков от уплаты налогов и сборов на украинской территории, который вступил в действие с 7 марта с.г.
Этот Закон подготовлен и сопровождался в Верховной Раде Украины Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков.
Кроме того. Ассоциация инициировала перед правительством вопрос об отмене взимания местных сборов за проезд по территориям приграничных областей автотранспорта польских перевозчиков. На протяжении ноября 2001г. - января 2002 г. решениями областных Советов от уплаты таких сборов освобожден автотранспорт польских перевозчиков в Волынской, Одесской и Львовской областях.
Это дало возможность урегулировать вопросы, которые во время переговоров Смешанной украинско-польской Комиссии постоянно поднимались польской стороной и были преградой и причиной отказа в увеличении квоты разрешений для украинских перевозчиков.
Таким образом, появилась возможность ставить вопрос перед польской стороной об увеличении квоты разрешений.
Ассоциация приняла активное участие в работе над проектами Налогового и Таможенного кодексов Украины. В соответствующие комитеты и на рассмотрение депутатам Верховной Рады внесены предложения:
- освободить от взимания НДС операции по перевозке грузов транзитом через территорию Украины. Проектом Налогового кодекса такой пункт предусмотрен не был, что противоречит провозглашенному Президентом Украины курсу на утверждение Украины как транзитного государства.
Справка: в соответствии со статьей 7 Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2002 год" до 1 января 2003 г. сохраняется льгота по налогообложению НДС транзитных перевозок грузов:
- при ввозе в Украину транспортных средств по договорам финансового лизинга предоставлять долговременную отсрочку по уплате НДС, т.е. отсчет времени налогового обязательства начинать с перехода права собственности на такие ТС после окончания действия лизингового договора.
Учитывая то, что подавляющее большинство как действительных, так и ассоциированных членов АсМАП имеют до 5 единиц автомобилей и пользуются упрощенной системой налогообложения, Ассоциацией отрабатываются положения проекта Налогового Кодекса по этому вопросу.
Поскольку Налоговый кодекс не был принят Верховной Радой, Ассоциация будет активно участвовать в его проработке новым составом ВР.
Ассоциацией было подано 12 предложений по проекту Таможенного Кодекса Украины, из которых 9 учтено, а именно:
- об исключении наличия лицензии на транспортное средство, как необходимого условия при осуществлении международных перевозок;
- внесена норма, согласно которой при осуществлении международных автоперевозок книжка МДП является средством финансовой гарантии;
- о снятии обязанности с транспортных предприятий информировать заинтересованные лица о таможенных правилах, нормах и условиях перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины;
- нарушение перевозчиком таможенных правил должно быть ограничено сроком давности.
К сожалению, бюджетный комитет Верховной Рады отклонил, наши предложения:
-исключить декларирование порожних транспортных средств;
- отменить конфискацию транспортных средств, которые использовались для перемещения непосредственных предметов нарушения таможенных правил;
- отменить разгрузку и погрузку товаров на погранпереходах за счет перевозчиков при предъявлении их к таможенному контролю.
Предложения, которые не были приняты, будут подаваться Ассоциацией в порядке законодательной инициативы через Минтранс или народных депутатов как внесение изменений в Таможенный Кодекс Украины после вступления его в действие.
Ассоциацией подготовлен проект распоряжения Кабинета Министров Украины "О таможенном оформлении автотранспортных средств для тяжеловесных перевозок грузов и автобусов с количеством мест больше 10, включая место водителя", которым предусматривается рассрочка уплаты НДС при ввозе автотранспортных средств на условиях лизинга с предоставлением налогового векселя со сроком погашения до 360 дней. После предварительного согласования с соответствующими министерствами и ведомствами этот проект находится на доработке в Министерстве транспорта.
В связи с размещением на транспортных средствах логотипов предприятий, их адресов и номеров телефонов возникли проблемы с ГАИ, которая относит эту информацию к рекламе. Мы обратились в Госстандарт Украины с соответствующими объяснениями, которые были приняты. Нами получен удовлетворительный ответ (см. стр. 3 этого номера газеты). Можно считать эту проблему окончательно снятой.
Министерство транспорта Украины приказом от 10 февраля 1998 года № 43 утвердило базовые линейные нормы затрат топлива для подвижного состава автомобильного транспорта. Для автомобилей моделей (модификаций), которые не вошли в этот документ, ГосавготрансНИ-Ипроектом разрабатываются временные базовые нормы затрат топлива по индиви- дуальным заявкам предприятий на договорных началах.
АсМАП приняла решение исполнять функцию заказчика и подать централизованно заявку на разработку базовых линейных норм затрат топлива на автомобили тех моделей, которые эксплуатируются членами Ассоциации и не вошли в уже утвержденный нормативный документ. Заполненные членами АсМАП анкеты (по состоянию на 01.03.2002 г.) обрабатываются специалистами Секретариата, и в ближайшее время будет оформлен договор с ГАТНИИП на разработку линейных норм.
В связи с поступлением в Секретариат АсМАП информации о том, что в последнее время на автодорогах Украины участились случаи разбойных нападений на водителей. Ассоциация имеет намерение обратиться к МВД Украины с просьбой о принятии соответствующих мер. С целью выявления наиболее опасных участков дорог Секретариат АсМАП обратился к перевозчикам с просьбой сообщать обо всех случаях нападений бандитов, однако только 2 предприятия откликнулись на нее. В связи с этим службы ГАИ не могут провести соответствующие упреждающие оперативные мероприятия.
В сентябре - декабре 2001 г. ситуация с обеспечением украинских перевозчиков польскими, венгерскими, итальянскими разрешениями резко ухудшилась. В связи с этим Государственный департамент автомобильного транспорта ввел квотирование на их выдачу - один раз в неделю, запретив выдачу разрешений для порожних автомобилей и автомобилей с допустимой полной массой до 10 тонн.
Чтобы исправить сложившееся положение, Секретариат Ассоциации:
1. Инициировал проведение экстренных переговоров с министерствами транспорта Польши, Италии, Венгрии с целью получения дополнительного количества разрешений для украинских перевозчиков. Президент АсМАП Украины принимал активное участие в подготовке и проведении переговоров, использовав личные связи, которые были налажены во время его работы в Минтрансе Украины. Результатом стало получение дополнительного количества разрешений сверх установленной квоты 2001 года. Несмотря на то, что просьбы украинской стороны не были удовлетворены в полной мере, полученные польские, итальянские и венгерские разрешения позволили избежать полной остановки перевозок в эти страны. Решать вопросы увеличения квоты разрешений для Украины крайне трудно, т.к. отсутствует паритет в перевозках. Об этом говорят цифры. Украинские перевозчики используют в 4 раза больше, чем венгерские, в 7 раз больше, чем австрийские, в 9 - итальянские, в 21 раз - голландские, в 27 раз - французские и в 139 раз больше, чем бельгийские перевозчики.
2. Не имея возможности отменить ограничения, введенные Государственным департаментом автомобильного транспорта, использовал все возможные методы влияния на его руководство и помогал перевозчикам частично решать вопросы получения разрешений на порожний транспорт. Благодаря этому на пункты выдачи разрешений направлялись дополнительные разрешения из резерва Минтранса Украины и Государственного департамента автомобильного транспорта-
В текущем году, несмотря на жесткую позицию Минтранса, АсМАП Украины добилась частичного снятия ограничений по выдаче польских и венгерских разрешений на порожние автомобили, объемы месячных квот были увеличены.
Кроме того, удалось увеличить квоту итальянских разрешений на 2002 год с 8 до 11,5 тыс. В конце февраля 2002 года Президент АсМАП Украины принял активное участие в переговорах Министров транспорта Украины и Польши, в ходе которых была достигнута договоренность об увеличении на 17 тыс. бланков годовой квоты разрешений для Украины. Как было сказано вначале, такое решение стало возможным только благодаря освобождению польских перевозчиков от оплаты местных сборов и сборов за пользование автомобильными дорогами Украины.
Увеличение квот иностранных разрешений является необходимым условием для снятия ограничений, установленных Государственным департаментом автомобильного транспорта в отношении порожнего транспорта и автомобилей с разрешенной общей массой до 10 тонн.
В настоящий момент Ассоциация ведет подготовку к переговорам по этим вопросам с Министерствами транспорта Венгрии, Германии, Франции и Бельгии.
При подготовке к переговорам АсМАП Украины принимает все возможные меры для того, чтобы предварительно заручиться поддержкой дипломатических представительств Украины в этих странах, национальных ассоциаций перевозчиков и министерств транспорта.
Ассоциация приняла участие в подготовке документов 252 перевозчиков для участия в тендере по распределению разрешений ЕКМТ. Несмотря на то, что в текущем году такие разрешения были распределены среди большего количества перевозчиков, потребности членов АсМАП Украины не были удовлетворены, поэтому проведены переговоры с руководством Европейской конференции министров транспорта. В решении этого вопроса АсМАП получила поддержку Генерального секретаря ЕКМТ. Предварительное утверждение квот ЕКМТ на 2003 год намечено на 4 апреля текущего года.
Существующая в Украине система распределения иностранных разрешений эффективна только при наличии необходимого перевозчикам количества таких разрешений. Квотирование выдачи разрешений на месяц, неделю или день приводит к очередям и простоям автомобилей со всеми вытекающими последствиями. Начиная перевозку, предприятие точно не знает, сможет ли автомобиль выехать за пределы Украины или нет.
АсМАП Украины считает необходимым изменить существующий порядок выдачи разрешений. Государственный департамент автомобильного транспорта и Ассоциация договорились о проведении в текущем году эксперимента по внедрению компьютерной системы резервирования дефицитных разрешений. Суть этой схемы заключается в следующем:
1) Минтранс определяет месячную квоту разрешений (в разрезе стран).
2) УГП "Укринтеравтосервис" распределяет разрешения между пунктами их выдачи и вводит все номера разрешений в компьютерную базу данных.
3) АсМАП Украины получает заявки от перевозчиков на получение разрешений и в компьютерной базе закрепляет за перевозчиком определенный номер разрешения. С этого момента разреше-(Окончание на стр. S) ние резервируется за перевозчиком на срок 6 суток. В течение указанного периода времени перевозчик может получить свое разрешение.
4) Передача и обмен информацией между АсМАП Украины, УГП "Укрин-теравтосервис" и пунктами выдачи разрешений происходит в рамках единой компьютерной базы посредством спутниковой связи. Резервирование и выдача каждого разрешения (по номерам) происходит открыто, гласно и под контролем перевозчиков.
Эксперимент планируется провести на пункте выдачи разрешений (терминал "Закарпатье").
25 октября 2001 года ассоциациями автоперевозчиков Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Греции, Грузии, Молдовы, Румынии, России, Турции и Украины создан Союз ассоциаций перевозчиков стран Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).
Предпосылкой создания Союза стала необходимость определения существующих проблем, которые касаются автомобильного транспорта, поиск путей их решения, разработка совместных инвестиционных проектов, а также оказание конструктивной помощи Совету экономического сотрудничества стран Черноморского региона. Союз наладил тесные контакты со всеми органами, находящимися под эгидой Совета экономического сотрудничества Черноморского региона, особенно с постоянным Международным Секретариатом, Рабочим Советом, Черноморским банком развития и торговли, Парламентской Ассамблеей ЧЭС.
Первым позитивным результатом деятельности Союза стало открытие болгарских виз для украинских водителей через АсМАП Украины и упрощение оформления транзитных украинских виз для иностранных водителей (теперь для оформления украинской транзитной визы не требуется представлять оформленную накладную CMR и открытую книжку МДП).
4 марта 2002 года в Киеве было проведено первое общее собрание членов Союза ассоциаций автомобильных перевозчиков стран-участниц ЧЭС. По инициативе АсМАП Украины и АСМАП (Россия) Союз выступил с предложениями по упрощению процедуры пересечения границ, введению международного сертификата взвешивания (исключает повторное взвешивание в пути следования), упрощению открытия виз для водителей за счет введения визы ЧЭС для профессионального водителя и вспомогательного документа - свидетельства (книжки) профессионального водителя.
При поддержке МСАТ и Рабочего Совета ЧЭС эти предложения были рассмотрены министрами транспорта стран ЧЭС в ходе Второй международной черноморской транспортной конференции (5 - 6 марта 2002 г., Киев) и были одобрены.
Для реализации намеченных планов необходимо наладить в рамках ЧЭС взаимодействие между Союзом ассоциаций, Министерствами транспорта и Министерствами иностранных дел входящих в Союз государств.
17 января 2002 года внеочередное Общее собрание членов АсМАП Украины дало оценку деструктивным действиям группы предприятий, которые в нарушение действующего Устава зарегистрировали новую редакцию учредительного договора, избрали наблюдательный совет и провозгласили себя единственными собственниками имущества Ассоциации. Собрание признало деятельность и решения "самозванцев" незаконными и обратилось к Кабинету Министров Украины с просьбой принять меры по устранению нарушений законодательства и привлечению к ответственности лиц, которые допустили эти нарушения.
Однако председатель самопровозглашенного "наблюдательного совета" П. Ярощенко продолжал попытки "вернуть" себе АсМАП Украины. Он периодически направляет в суды иски к руководителям Секретариата Ассоциации с требованием наложить запрет на выполнение ими своих должностных обязанностей. Надо отметить, что на некоторое время он нашел понимание в Печерском районном суде г. Киева который поддержал его иски. Дважды - 23 и 25 января - П. Ярошен-ко пытался организовать физический захват помещения АсМАП Украины при помощи 50 нанятых им лиц. Обе попытки завершились провалом. Правоохранительные органы выдворили захватчиков из помещения Ассоциации.
По факту подделки документов группой так называемых "учредителей" и попытки захвата здания Ассоциации возбуждено уголовное дело.
30.01.2002 г. постановлением Высшего хозяйственного суда удовлетворен иск АсМАП Украины. Суд признал, что собрание учредителей не является органом, к компетенции которого относится право внесения изменений в Устав; полномочия "наблюдательного совета" отменены.
Таким образом, судом признано, что высшим органом управления АсМАП Украины является Общее собрание ее членов, а не учредителей. Создав Ассоциацию, учредители стали равными в правах со всеми ее членами.
В настоящее время судопроизводство по гражданским делам руководителей Секретариата Ассоциации прекращено, и хочется надеяться, что Секретариат сможет спокойно работать на пользу дальнейшего развития международных автомобильных перевозок и на благо членов Ассоциации.
Отдел организации перевозок и информации. Пресс-служба АсМАП Украины.