Украине нужны хорошие дороги

В конце 2001 г. УГАИ МВД подвело итог ежегодно проводимых проверок состояния автомобильных дорог и дорожного хозяйства Украины. Результаты, как и ожидалось, оказались неутешительными: 67679 км дорог из общего количества (171588 км) находятся в неудовлетворительном состоянии, 39278 км - лишены дорожной разметки, отсутствуют или повреждены 71740 дорожных знаков. Список недостатков можно продолжать бесконечно, но мы не ставили перед собой задачу ошеломить читателей набором цифр.

По нашей просьбе о причинах отдельных нарушений и мерах, предпринимаемых для улучшения ситуации в дорожном хозяйстве страны, рассказывает начальник отдела УГАИ МВД Украины подполковник милиции Константин Николаевич ШАПОВАЛ.

Дороги и инфрастуктура

Проблема реконструкции автодорог, например, таких как Киев - Чоп (М06) - весьма злободневна. Это основная магистраль, которая связывает Западную и Восточную Европу. Дорога эта находится в неудовлетворительном состоянии, последнее обследование показало, что особенно плохо дело обстоит на отдельных участках в Ривненской и Львовской областях. Во Львовской - от Стрыя до Нижних ворот, где около 40% полотна имеет так называемую' "ямочность". В настоящее время благодаря усилиям ГАИ и дорожников она практически везде ликвидирована, кроме перевала. На территории Ривненской области - от Житомирской и до границы Львовской области весь участок на 60% состоит из колдобин, и ехать по этой автодороге невозможно. Единственное, чего добились работники автоинспекции, - заставили дорожные службы установить знаки, ограничивающие скорость движения, с обозначением плохого покрытия на данных участках дорог, чем косвенно обеспечивается безопасность движения, поскольку участники дорожного движения своевременно предупреждены. Но это не выход из положения. Состояние дорог и их инфрастуктура требуют серьезного обновления. Все дорожные знаки, а точнее, около 60% их находится в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, причем около 50% знаков утратили свои светоотра-жающие свойства. Многие знаки, особенно в населенных пунктах, повреждены, на большинстве из них из-за некачественного покрытия пленка пришла в негодность. Кроме того, в Украине практически уничтожена система маршрутного ориентирования, система, которая в 95-м году была доведена почти до европейского уровня.

В соответствии с принятым Указом Президента в апреле в Украине проходит комплексное обследование автомобильных дорог и железнодорожных переездов. К 30 апреля мы должны подготовить соответствующую информацию для администрации президента Украины. Кстати, президент Украины Леонид Кучма недавно побывал в районе строящейся автомобильной дороги Симферополь - Севастополь с целью проверки ее готовности.

В первую очередь необходимо менять технологию дорожных работ, внедрять соответствующие современным требованиям ГОСТы при производстве материалов и технологию их применения.

У нас есть прекрасная автомобильная дорога в направлении Одессы. Она имеет по 2 полосы движения в каждую сторону. Чем не автобан? Единственное, что плохо, - она проходит через населенные пункты, и это вынуждает нас ограничивать на этих участках скорость движения транспорта. Кроме того, на этих участках намного увеличивается опасность появления на проезжей части пешеходов, животных, посторонних предметов. При наличии достаточных средств можно было бы сделать объезды населенных пунктов, установить с двух сторон сеточное ограждение, поставить на разделительной полосе транспортное ограждение, довести до необходимой толщины и плотности дорожное покрытие - и современный автобан готов. Конечно, при сегодняшнем финансировании это невозможно. Остается надеяться на инвесторов, о которых пока только идут разговоры. После их вмешательства, может быть, что-то изменится к лучшему.

Есть сигналы о том, что в некоторых областях Украины работники ГАИ останавливают иностранных перевозчиков, причем не за нарушение ПДЦ (что было бы естественно), а с целью вымогательства денег. В связи с этим мы договорились с Департаментом автомобильного транспорта и УГП "Укринтеравтосервис" об организации проверок этих данных. Проводятся они так: под видом второго водителя в автомобиль иностранного перевозчика садится наш сотрудник, переодетый в штатское, и когда машину остановит инспектор, он должен жестикулировать и говорить с акцентом - как иностранец. Главная его задача - фиксировать факты вымогательств, записывая разговор инспектора и водителя на диктофон. По этим фактам мы будем изгонять нарушителей из рядов ГАИ, а в особых случаях - судить. И такую работу мы будем проводить повсеместно, чтобы избавиться от негодяев, которые позорят органы ГАИ. Мы хотим, чтобы читатели знали об этом.

Все это - отсутствие дорожного ориентирования и плохое состояние дорожного сервиса, ограбления плюс вымогательства чиновников всех рангов и представителей контролирующих служб - привело к тому, что многие иностранцы объезжают Украину стороной Согласно экспертной оценке Министер ства экономики Украины, от этого наш; страна теряет огромные деньги.

Кража и порча дорожных знаков

Недавно в Сарнах произошел курьез ный случай: автоинспектор остановил нг улице старика, несущего на плече дорожный знак вместе со стойкой. На вопрос где он его взял, тот подобно чеховском) герою, открутившему гайку на рельсах простодушно ответил: "А з дороги зняв " Ему было невдомек, что этого нельзя делать, что это преступление, особенно если это знак, существенно влияющий на безопасность движения. Конечно, дед не утащил бы его, будь стойка знака забетонирована. Но ее просто воткнули в землю и притрамбовали: раскачай, выдерни и уноси. Как правило, дорожные рабочие не утруждают себя выполнением технологического процесса при их установке: меньше времени занимает, да и дешевле.

И другие работы нередко выполняются дорожниками "халтурно", и приемная комиссия практически никогда не принимает их с первого раза.

Причины "халтуры": плохое финансирование, устаревшие техника и технология работ, штурмовщина.

Бандитские нападения на автотранспорт

Безопасность перевозок обеспечена очень слабо, т.к. практически отсутствуют такие элементы инфрастуктуры, как оборудованные охраняемые стоянки, автозаправочные станции. Чтобы организовать охрану, был издан соответствующий Указ президента Украины и сейчас ГАИ, и я в том числе как непосредственный исполнитель Указа, занимаемся оборудованием охраняемых стоянок на дорогах Украины. Мы разослали всем областным ГАИ телеграммы с требованием определить места расположения охраняемых стоянок с учетом расстояния одна от другой не более чем в 500 км (столько может проехать дальнобойщик за сутки). Такая информация из областей уже поступила. В целом по Украине необходимо организовать около 200 стоянок. Мы будем привлекать к реализации этой программы (кроме Государственной службы дорог) частных предпринимателей с целью оборудования в этих местах пунктов сервиса (заправок, небольших отелей, кафе, баров, душевых ). Таким образом будут взяты под контроль все криминогенные точки на дорогах Украины, составлены карты-схемы этих стоянок, чтобы водители знали, где можно остановиться на ночлег, воспользоваться необходимыми в дороге удобствами: принять душ, поужинать и т.д. Карты будут небольшими, удобными, их будут выдавать на руки водителям на пограничных службах СМАП.

Кроме организации цивилизованного отдыха, охраны автомобилей и других преимуществ, которые дает инфрастук-тура дорог, появятся и дополнительные рабочие места.

АсМАП Украины обратилась к перевозчикам с просьбой сообщать о случаях нападения бандитов на транспортные средства, чтобы отследить наиболее опасные места и уведомить о них ГАИ для принятия автоинспекцией соответствующих мер. Но пока откликнулось всего два перевозчика. И это можно понять: сейчас мы не можем обеспечить им ту защиту, которой они ждут от нас. ГАИ Украины рассчитало, что на каждые 50 км дороги должен быть выделен один милицейский экипаж, чтобы практически обеспечить ее полную охраняемость. Но пока такое требование выполняется с трудом. Во-первых, из-за отсутствия необходимого количества людей, что связано с последним сокращением; во-вторых, в связи с постоянными проблемами с автомобильным топливом из-за недостатка средств на него. Когда закрыли стационарные посты, работники ГАИ с дорог практически исчезли, и это в какой-то степени повлияло на рост бандитизма. Сейчас картина во многом изменилась, хотя отдельные участки дорог все еще опасны. Главная задача ГАИ - перекрыть магистральные дороги, по которым перевозятся ценные грузы. За каждым подразделением ГАИ закреплена определенная сеть дорог. Скажем, на Белоцерков-ском участке находится рота полка ГАИ Киевской области, которая отвечает за участок от Киева до Жаш-кова (до границы с Черкасской областью). К Белой Церкви она не имеет отношения - там территория городской ГАИ, которая контролирует город. Здесь же находится и районная ГАИ, которая перекрывает всю сеть местных дорог в пределах Бе-лоцерковского района. Таким образом, ни один участок не остается без присмотра. Но как уже говорилось, недостаток людей и горючего не позволяет одновременно взять под контроль всю сеть дорог.

Мосты и путепроводы

Этой проблемой занимается Министерство транспорта, исполняя постановление Кабинета Министров №30 от 17.01.2001 г. За прошедшее время ГАИ совместно с корпорацией "Укравтодор" были обследованы мосты и путепроводы на дорогах, чтобы определить возможность пропуска автомобилей высотой 4 м 35 см, к которым относятся кон-тейнеровозы, перевозящие неделимый груз. Но дело продвигается с большим трудом, поскольку основной упор при подготовке этого постановления делался на пропуск транспортных средств , исходя из их общего веса и осевых нагрузок. По высоте, в принципе, уже проблем нет, потому что при обследовании большого количества автомобильных дорог, а именно: Киев - Харьков - Должанский (М-12 магистральная); Киев - Одесса - Мелитополь - Но-воазовск (М-14); Сумы - Полтава - Александрия (Р-17 региональная); Славянок - Донецк - Мариуполь (Р-19) - незначительные неполадки уже устранены. Но по весовым нагрузкам проблем еще много. Например, в Луганской области на автодороге М-04 при обследовании четырех мостов (для определения возможности проезда контейнеро-возов общей массой 44 т) выяснилось, что 2 моста имеют ничтожно малую пропускную способность: один - 5т, второй - 7 т. К этому можно добавить, что большинство мостов и путепроводов имеют неровности на проезжей части (наплывы, ямы, трещины), что мешает движению автотранспорта и приводит к дополнительным нагрузкам. Такая же картина наблюдается во многих областях Украины. При проезде мостовых сооружений существует порядок информирования водителей. Знаки ограничения веса должны сопровождаться указателем маршрутов их объезда, чего практически нигде не делается. На совместных совещаниях работников ГАИ и дорожников (видимо, к таким мероприятиям нужно подключать и транспортников) мы неоднократно обращали на это внимание. Отсутствие схемы объезда дезориентирует водителей (это самое главное), а также дает возможность некоторым сотрудникам ГАИ устраивать так называемые "ловушки" и штрафовать водителей.

В связи с этим мы разослали в периферийные органы ГАИ телеграммы, запрещающие это делать, поскольку водители, в принципе, не виноваты. Вина ложится на работников дорожных служб и в какой-то степени на ГАИ, т.к. она должна контролировать ситуацию, выявлять недостатки и предписывать дорожным службам устанавливать панно с указанием маршрутов объезда. Хотя это тоже не выход из положения. Если протяженность объезда займет 10 - 15 км, то это приемлемо, но если 80 - 100 км - это накладно для перевозчика и по времени, и по затратам топлива. Кроме того, объезды совершаются не по магистральным, а по местным дорогам. Представьте себе состояние водителя и автомобиля после такой 100-километровой "прогулки". Кроме ям, ухабов, кривизны этих дорог, существует опасность проседания их покрытия, поскольку местные дороги имеют меньший запас прочности по сравнению с магистральными.

Если администрация автомобильных дорог Украины не имеет средств на реконструкцию мостовых сооружений (как известно, стоимость таких работ составляет 80% от суммы, затрачиваемой на строительство новых мостов), то на информацию по объездным дорогам деньги найти можно.

Справка АП

Согласно Закону о государственном бюджете Украины на 2002 г., на обеспечение дорожного хозяйства страны из госбюджета выделяется 745,8 млн.

грн; что на 256 млн. грн. больше, чем в 2001 г. Общая сумма расходов на финансирование дорожной отрасли должна составить 1107,8 млн. грн. Из этих средств на погашение задолженности по дорожным работам, проведенным в 2001 г., будет отпущено 220 млн. грн. По сравнению с прошлым годом дорожное строительство недополучит 100 млн. грн.

Но тем не менее планируется закончить строительство очень важных участков дорог:

- обход городов Инкер-ман и Радивилов на а/о Киев - Чоп и Киев - Одесса в районе Жашкова; а/д Херсон - Цюрупинск - Раздольное, а также первую очередь строительства мостового перехода через р. Южный Буг в селе Луполо-вы (Одесская область).

Записал Владимир ГРИШИН.






Учебно-консультационный центр   УГЦТС ЛИСКИ   Спеціальний підрозділ міліції охорони “Титан”
www.iru.org