Единство целей и задач

Заместитель гос-секретаря Министерства транспорта Украин? Семен Семенович Кроль

"Вместе мы все преодолеем", - сказал нашему корреспонденту заместитель госсекретаря Министерства транспорта Украины Семен Семенович Кроль, беседу с которым мы предлагаем вниманию наших читателей.

Конец прошлого года был очень тяжелым и для Министерства транспорта, и для Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Как известно, группа перевозчиков предприняла попытку доказать незаконность избрания на пост президента АсМАП бывшего министра транспорта Л.М. Костюченко. Кроме того, распространялись слухи о том, что с помощью нечистых на руку чиновников "дозволы", дефицит которых к тому времени достиг критических размеров, "уходят налево", и в этом обвиняли сотрудников Министерства транспорта и руководство АсМАП. Руководители отрасли требовали, чтобы были названы конкретные факты, имена. Никто имен не называл, но обстановку все это создавало нездоровую. Несмотря на интриги, Л.М. Костюченко с первых дней своего избрания активно включился в работу. Он принимал самое активное участие в процессе, содействовавшем увеличению количества "дозволов" на дефицитные направления, такие как Италия, Польша, Германия. Он лично побывал во всех этих странах, совместно с нами участвовал в совещаниях. Острота проблемы была снята, но мы извлекли из этих событий суровый урок. Чтобы раз и навсегда прекратить разговоры о коррупции, которая якобы имеет место в нашем министерстве, о злоупотреблениях со стороны чиновников, мы приняли решение изъять из Киева все "дозволы" и передать их на СМАПы - на границу. Служба международных автомобильных перевозчиков (СМАП) создана согласно "Закону об автомобильном транспорте" и в ее компетенцию входят выдача "дозволов" и контроль за соблюдением законов Украины по выполнению международных автомобильных перевозок. Служба работает при УГП "Укринтеравтосервис", которое возглавляет Е.В. Танцюра.

Как известно, "дозволы" для проезда в зарубежные страны Украина получает на паритетной основе: если украинские перевозчики используют 7 тыс. "дозволов" на Италию, то и итальянцы должны сделать 7 тыс. "ездок" в Украину. На практике картина другая: нашим перевозчикам не хватает и этих 7 тыс., полученных согласно ратифицированному ВР международному соглашению, а итальянские - используют всего 1,5 тыс. из названной квоты. Это создает большие трудности для нас, когда мы приезжаем в ту или иную страну с просьбой выделить нам дополнительно несколько сотен, а то и тысяч разрешений. Так вот, чтобы процесс распределения столь дефицитных разрешений стал более цивилизованным и, главное, - прозрачным, мы не только передали "дозволы" на СМАПы, но и ввели на них квотирование: планомерно разделили общее количество и ввели помесячную, понедельную, ежедневную квоту. Этим мы выбили из рук злопыхателей последний козырь. Хочу заметить, что Министерство транспорта и Департамент передали на СМАПы все "дозволы", включая традиционный 15%-й резерв, который всегда оставался в нашем распоряжении.

Сегодня любой перевозчик может через Интернет (на сайте "Укринтеравтосервиса" или АсМАП) получить полную информацию по любым "дозволам": какая квота на то или иное направление - годовая, месячная, недельная; сколько "дозволов" использовано, сколько в данный момент находится на том или ином СМАПе, сколько машин и сколько времени они ожидают выезда. Эта информация есть и на погранпереходах, и любой водитель может получить ее прямо на границе, чтобы принять решение о выгодном для своего транспортного предприятия маршруте.

Что касается взаимоотношений Министерства и АсМАП, хочу отметить, что с приходом Л.М. Костюченко они стали очень тесными и продуктивными. Леонид Михайлович пользуется непререкаемым авторитетом в аппарате Министерства как прекрасный специалист, деловой руководитель, настоящий профессионал. Его участие в переговорах с зарубежными партнерами принесло несомненную пользу нашему общему делу: совместная работа государственной структуры и общественной организации вызывает уважение со стороны иностранных коллег. Они понимают: у нас общие цели, общие задачи, мы - одна команда. Леонид Михайлович Костюченко постоянно в поиске, в работе.

Хотелось бы коснуться еще одного вопроса - разрешений Европейской комиссии министров транспорта (ЕКМТ). В конце прошлого года перевозчики ощутили недостаток и в этих разрешениях. На 2002 год нам выделили 614 книжек ЕКМТ. При их распределении был объявлен конкурс. На одно разрешение претендовало 5 - 6 человек, и было очень трудно этот конкурс проводить. Леонид Михайлович принимал в этой работе самое активное участие. Увидев, как тяжело распределить эти 614 разрешений на 3,5 тыс. экологически чистого подвижного состава, который принимает участие в международных перевозках по книжкам ЕКМТ, мы с Леонидом Михайловичем пригласили в Киев генерального секретаря ЕКМТ г-на Шорта и провели очень продуктивные переговоры. Во время поездки во Францию, на совещание заместителей министров транспорта, в котором участвовал и Леонид Михайлович, мы встретились с г-ном Шортом в секретариате ЕКМТ, познакомились с ответственными лицами, побеседовали с ними, постарались донести до них остроту наших проблем. На совещании заместителей министров я выступал дважды, обратив внимание присутствующих на то, что в его работе принимает участие президент АсМАП, бывший министр транспорта Украины, и это имело положительный резонанс. Сейчас Украина подает предложение в комитет министров транспорта, надеюсь, что наша поездка вскоре даст положительные результаты.

Совместная работа министерства и АсМАП ведется постоянно. 25 апреля я впервые участвовал в заседании Совета Ассоциации, которое проходило в Закарпатье. Это очень сложный приграничный регион. Со стороны закарпатских перевозчиков было много нареканий в адрес Департамента автомобильного транспорта и "Укринтеравтосервиса". Они несколько раз намеревались перекрыть границу, создали стачком. Одним словом, обстановка там была очень напряженная. Когда Леонид Михайлович и мы, представители Министерства и Департамента, вникли в суть проблемы, на месте во всем разобрались, оказалось, что положение не столь критическое. Похоже, просто кому-то было на руку нагнетать обстановку.

Мы побывали с членами Совета на погранпереходе в Чопе, где начато строительство нового терминала, обсудили возможность участия в нем АсМАП. В конечном итоге терминал строится для перевозчиков, и чем скорее он начнет действовать, тем лучше для них. Члены Совета поддержали эту инициативу, на заседании Совета принято соответствующее решение. После этого мы встретились с перевозчиками Закарпатья, долго беседовали с ними, объясняли суть проблемы. У нас в международных перевозках участвует 16 тыс. автомобилей. Из них тысяча, то есть 1/16 общего количества, принадлежит закарпатским перевозчикам, которые очень активно работают в направлении Венгрии. Проанализировав цифры, мы увидели, что в этом году ими осуществлено 53% от общего числа перевозок. Мы понимаем, ситуация в регионе сложная - работу там найти практически невозможно. Имея автомобиль и работая на "заграницу", можно неплохо заработать, кормить семью, строить бизнес. Понятно, они хотят этот бизнес развивать. Но они не одни в Украине. У перевозчиков других регионов тоже есть заказы на Венгрию, Австрию, но они, проехав сотни километров до границы, не всегда могут получить разрешения, поскольку их забирают закарпатские перевозчики, которые рядом - им проще. Но нельзя забывать, что и у их коллег из Днепропетровска или Донецка тоже есть семьи, которые нужно содержать, есть бизнес, который требует вложений и т.д. Когда мы все это доходчиво, чисто по-человечески объяснили, появилось взаимопонимание. А когда еще оказалось, что самые крикливые были уличены в том, что именно они продавали "из-под полы" поддельные разрешения, все встало на свои места. Мы рассказали закарпатцам о том, как Украина получает иностранные разрешения, как Министерство транспорта их распределяет, и обстановка разрядилась. Перевозчики поняли, что к ним приехали не чиновники, которые только то и делают, что бумаги подписывают, а люди, занятые общим с ними делом, готовые оказать им действенную помощь, в конечном итоге - для них работающие. И у них наконец-то появилась уверенность в том, что большинство из наболевших вопросов будут урегулированы. Похоже, никто никогда с ними подобным образом не говорил, никто ничего не объяснял. Мы встретились с руководством обладминистрации, многое обсудили совместно, приняли решение открыть в Ужгороде отдел TIR АсМАП, где будут продавать карнеты, чтобы перевозчикам не приходилось терять время на поездки в Киев. Работа проведена большая.

В заключение хочу сказать, что для меня как заместителя госсекретаря, курирующего это направление, было очень полезно поучаствовать в поездке, познакомиться с членами Совета. Было приятно, когда они меня поблагодарили, сказав, что наконец-то Министерство транспорта повернулось к ним лицом. Наверное, если бы сближение министерства и АсМАП произошло раньше, многие вопросы можно было бы решить, и безболезненно, но прежнее руководство Ассоциации, вероятно, к этому не стремилось. Сейчас ситуация изменилась. За короткое время, в течение которого Ассоциацией руководит Л.М. Костюченко, а я занимаюсь международными перевозками в Министерстве транспорта, достигнуто главное - доверие между правительственной и общественной организациями. Не менее важно и то, что после нескольких встреч перевозчики прониклись к нам доверием. А то, что впереди, возможно, еще будут и проблемы, и конфликты - явление нормальное. Это жизнь. Главное - есть уверенность, что вместе мы все преодолеем.

Записала Людмила Каткова






Учебно-консультационный центр   УГЦТС ЛИСКИ   Спеціальний підрозділ міліції охорони “Титан”
www.iru.org