19 - 20 сентября нынешнего года в Киеве состоялось 10-е, заседание Комитета IRU по связям с СНГ. Постоянная работа Комитета ведется в Женевском офисе и в недавно открывшемся представительстве в Москве. Заседания проводятся два раза в год, в одной из стран, чьи Ассоциации международных автоперевозчиков входят в состав Комитета. Подобная практика принята в Европе с целью углубления взаимоотношений и более плодотворной работы представителей стран, входящих в это подразделение IRU. На сегодняшний день в его состав входят одиннадцать стран бывшего Советского Союза это Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
Нынешнее 10-е заседание Комитета организовано в Киеве секретариатом АсМАП Украины. На юбилейном форуме присутствовали представители IRU г-н Петер Краус и Умберто де Претто, постоянный представитель IRU в СНГ Игорь Рунов. Вел заседание Комитета вице-председатель Комитета IRU по связям с СНГ, Президент Ассоциации международных автоперевозчиков Молдовы Владимир Флоря. Министерство Транспорта Украины представлял директор Государственного Департамента автомобильного транспорта Леонид Докиль, от АсМАП Украины присутствовали Президент АсМАП Леноид Костюченко и вице-президент Юрий Иванов. Делегации национальных Ассоциаций Азербайджана, Грузии, Беларуси, Казахстана, России, Узбекистана и Португалии были представлены их руководителями.
В начале заседания были подведены итоги выполнения задач намеченных ранее на заседании, проходившем весной этого года, в столице Азербайджана и рассмотрены следующие основные вопросы.
С приветственным словом выступили Леонид Докиль, Умберто де Претто и Леонид Костюченко.
В частности Леонид Петрович Докиль, приветствуя участников заседания Комитета, отметил ту немалую и довольно эффективную работу Кабинета Министров Украины и в частности Министерства Транспорта по развитию международных автопервозок и те меры, которые предпринимаются к тому, чтобы Украина сала действительно цивилизованным транзитным государством.
Умберто де Претто отметил, что руководство IRU отводит одно из особых мест Украине, как государству, расположенному между Западной Европой и Азией. В этой связи максимально обусловлено развитие транзитной инфраструктуры.
Президент АсМАП Украины Леонид Михайлович Костюченко после приветственных слов обратил внимание присутствующих на то, что безусловно должен состояться серьезный диалог и к такой конструктивной работе Украинская Ассоциация всегда готова и открыта.
Перейдя к рассмотрению основных вопросов повестки дня участники заседания Комитета обсуждали пути и методы "разбора завалов", возникающих в последнее время на пути международных автомобильных перевозок, как в странах СНГ, так и на территории ЕС.
Особое внимание по объективным причинам привлекла к себе Российская Федерация. Было отмечено, что не смотря на относительное упрощение процедур прохождения таможенного контроля, тем более автомобилей TIR, как со стороны государств ЕС, так и в некоторых странах постсоветского пространства, на Российской границе слишком часто и вопреки международной Таможенной Конвенции МДП-75 применяется конвой грузов. Такая необоснованная мера наносит серьезные материальные убытки перевозчику и резко увеличивает сроки доставки товаров получателю.
Президент АсМАП Украины Леонид Михайлович Костюченко отметил, что к сожалению, до конца этот вопрос с российской таможней не решен, не смотря на неоднократные обращения не только украинской стороны, но и многих других государств, чьи перевозчики несут убытки из-за подобной практики россиян. "Наше единодушие и единомыслие, выраженное в обращении к ГТК России и принятое на сегодняшнем заседании Комиссии, позволит российской таможне пересмотреть свои внутренние процедуры в соответствии с международной конвенцией МДП" - подчеркнул Леонид Михайлович.
В свою очередь, постоянный представитель IRU в СНГ господин Рунов коротко добавил, что вопросы таможни и в частности конвоя, будут рассмотрены в конце сентября на совещании деловых кругов с руководством ГТК РФ.
Большое внимание на заседании Комитета МСАТ по связям с государствами СНГ было уделено вопросам визовой поддержки водителей-международников. "Не смотря на существование в рамках ООН соответствующей Конвенции об упрощенном переходе границ, создание проблем бюрократического характера имеет целью ограничить доступ наших компаний на рынки ЕС" - сообщил присутствующим господин Краус отметил, что не смотря на то, что МСАТ проблемой виз для водителей международного автотранспорта занимается очень давно, тем не менее, этот вопрос остается до сих пор довольно трудно разрешимым, поскольку находится в компетенции исключительно правительств договаривающихся государств.
По этому вопросу Леонид Михайлович Костюченко проинформировал своих коллег, что в качестве одного из путей решения визовой проблемы АсМАП Украины предложено введение системы "двойного паспорта" для водителя дальнобойщика, когда при непосредственном совершении рейса используется один паспорт, а другой экземпляр паспорта находится в визовом отделе необходимого посольства. "Такой вариант сейчас прорабатывается специалистами МВД и МИД Украины", - сказал Леонид Михайлович.
Серьезное место в работе заседания Комиссии было отведено вопросам противодействия терроризму и безопасности на транспорте. Отмечалось, что после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке взгляд мировой общественности на проблему терроризма существенно изменился вообще, соответственно изменились пути и методы борьбы. Учитывая специфику работы международных автоперевозчиков проявление организованной преступности и терроризма в большей мере выражено не как преступления против личности или завладения перевозимым грузом, а в гораздо более изощренной форме, - каковой является контрабанда. Именно это и приводит к общей дисфункции Международной Таможенной Конвенции МДП-75.
Одним из методов борьбы с подобными проявлениями является более скрупулезный и жесткий подход к выдаче и контролю правильности оформления книжки МДП всеми национальными Ассоциациями, более плодотворная и конструктивная работа с национальными подразделениями безопасности и правоохранительными органами на основе интегрирования и развития общих баз данных.
Одним из так называемых барьеров в автоперевозках назывались проблемы взвешивания и определения габаритов автопоездов. Как позитив в решении данных проблем можно отметить, что в 2003 году на территории СНГ вводится единая форма "Сертификата взвешивания". В конечном итоге, введение такого документа позволит перевозчикам обходиться без лишних проблем и финансовых затрат на весовых терминалах с разным чиновничьим подходом к такому физическому явлению, каковым является масса автопоезда.
В ходе заседания Комитета рассматривались вопросы рентабельности работы национальных ассоциаций. Своим опытом организации коммерческой деятельности поделились президенты Португальской и Белорусской ассоциаций.
Безусловно обсуждались вопросы экологии и в этой связи проблемы обновления подвижного состава, отвечающего современным экологическим требованиям ЕС.
В конце работы Комиссии представительство МСАТ в Москве презентовало открытие интернет-сайта IRU-Москва. Теперь перевозчики - пользователи всемирной паутины смогут получать исчерпывающую информацию не только о работе МСАТ, но и о деятельности национальных Ассоциаций, входящих в Комитет IRU по связям с СНГ по адресу: http:// www.iru-cis.ru .
В ходе заседания Комиссии IRU по связям с СНГ была организована пресс-конференция ведущим украинским СМИ. Участники заседания Комитета кратко ознакомили присутствующих журналистов с основными вопросами, поднимавшимися в ходе заседания. В частности, представители СМИ заинтересовались перспективой интегрирования в международную систему автоперевозок стран востока и в частности Китая.
По этому поводу президент АсМАП Украины Леонид Костюченко заметил, что Украина достаточно продуктивно начала работать по программе TRASSECA в тесном сотрудничестве с европейскими институциями. Постоянный представитель IRU в СНГ Игорь Борисович Рунов отметил, что так называемый "китайский транзит" вызывает большую озабоченность у соответствующих органов российской Федерации в плане провоза контрабандных и не сертифицированных товаров. В свою очередь, Леонид Михайлович Костюченко ответил журналистам ироничным, но довольно показательным примером: - " Учитывая демократический подход IRU, принявшего в свои члены Китайскую Народную Республику : если в Украине сейчас насчитывается около 165 тысяч грузовиков, а в Китае порядка четырех миллионов автомобилей и все они готовы совершать международные перевозки, то не трудно будет представить себе, каким пыльным окажется Великий Шелковый путь, если этот весь китайский транспорт через наши страны пойдет в Европу".
** В адрес АсМАП Украины из Женевы поступило письмо от представителей Всемирной Организации автомобильного транспорта, где отмечался высокий уровень проведения 10-го заседания Комиссии, и в особенности, профессионализм и осведомленность в специфических вопросах международных автоперевозок украинских журналистов.
Пресс-служба АсМАП Украины.