Париж. ИНИЦИАТИВА УКРАИНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ НАШЛА ПОДДЕРЖКУ

В начале декабря 2001 года Украину посетил генеральный секретарь Европейской комиссии министров транспорта господин Жак Шорт. Во время его визита состоялись встречи в Министерстве транспорта и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины, на которых обсуждалась возможность увеличения квоты разрешений ЕКМТ для украинских перевозчиков. В рамках визита господин Шорт встречался с представителями профильных изданий (пресс-конференция состоялась 7.12.2001 г. в АсМАП Украины), посетил несколько транспортных предприятий. И на пресс-конференции, и во время встреч с транспортниками господин Шорт выразил готовность способствовать увеличению количества разрешений ЕКМТ для наших перевозчиков. 3 апреля украинская делегация под руководством заместителя госсекретаря С.С. Кроля прибыла в Париж для участия в заседании Комитета заместителей министров транспорта стран-участниц ЕКМТ. О встречах и переговорах, которые состоялись во время визита украинской делегации во Францию, мы попросили рассказать президента АсМАП Украины Леонида Михайловича КОСТЮЧЕНКО.

Согласно предварительной договоренности с г-ном Шортом, 3 апреля наша делегация посетила Секретариат ЕКМТ, где состоялась продолжительная беседа, имевшая большое значение для хода переговоров, прошедших 4 - 5 апреля на заседании Комитета заместителей минис-oтров транспорта, на которое прибыли представители 38-ми стран из 42-х, входящих в ЕКМТ. Во время нашего разговора с г-ном Шортом я привел конкретные цифры: Украина в 2001 году увеличила внутриваловой продукт на 15% по сравнению с 2000 годом, в 2000 году - на 18,7% по сравнению с 1999-м, в 2002 году тенденция к увеличению ВВП сохраняется, что дает основание утверждать, что экспорт у нас постоянно возрастает. Участвовавшие во встрече представители Секретариата ЕКМТ с пониманием отнеслись к нашим проблемам, что сыграло положительную роль в ходе дальнейших переговоров.

Вопрос об увеличении квоты для Украины назрел давно, поскольку последняя реструктуризация квот ЕКМТ была проведена в 1995 году. В то время автомобильный парк украинских перевозчиков коренным образом отличался от нынешнего: экологически чистых автомобилей было крайне мало. Согласно поданной в тот период заявке, Украине выделили базовую квоту в 128 разрешений. Для справки скажу: квота Германии составляет более 340, России - 234, Беларуси - 98 разрешений ЕКМТ. Эту базовую квоту по желанию министерств транспорта можно увеличивать: для автомобилей Euro 2 - в 4 раза, для автомобилей Euro 3 - в 6 раз.

Выступивший на заседании Комитета заместитель министра транспорта Германии предложил свой проект реструктуризации. В нем предлагалось уменьшить квоту для стран Восточной Европы, к которой относимся и мы, в связи с тем, что внутриваловой продукт этих государств по сравнению со странами, входящими в состав ЕС, низкий. Мы же вышли с совершенно другим предложением: увеличить квоту для украинских перевозчиков. Наши данные о том, что ВВП Украины неуклонно растет, в этой ситуации имели особо важное значение. Кроме того, как показал анализ перевозок, Германия своим подвижным составом вывозит только 4% экспорта, в то время как украинские перевозчики - 96%. Хочу отметить, что у наших перевозчиков везде наблюдается прогресс в плане вывоза чужого экспорта. Это тоже свидетельствовало в пользу нашего предложения. Сыграло свою роль и то, что мы предварительно провели короткое заседание рабочей группы, в котором приняли участие члены делегаций России, Молдовы, Беларуси. Поэтому, когда на заседании Комиссии украинская делегация выступила с предложением о перераспределении базовой квоты, которая в целом составляет 5,807 тыс. для 42-х государств Европы, входящих в ЕКМТ, ситуацию удалось переломить. Кроме того, на заседании Комиссии выступили представители стран СНГ, которые подняли вопрос о том, что странами, входящими в ЕС, книжки ЕКМТ используются не полностью, следовательно, назрела необходимость их перераспределения.

Нашей делегации как инициатору именно такого подхода к проблеме дано поручение разработать и представить на рассмотрение Секретариата ЕКМТ свой вариант реструктуризации распределения квот. Мы получили базу данных ЕКМТ, на основании которых будет проведен анализ: какие из европейских государств мало используют разрешения ЕКМТ. Эти книжки можно будет перераспределить между государствами Восточной Европы. Европейская комиссия министров транспорта выразила желание, чтобы эта квота была справедливо распределена между теми, кто в этом нуждается. Мы провели короткие переговоры с российской и белорусской делегациями, с заместителями министров Германии, Франции, Голландии - практически со всеми, кто присутствовал на встрече, убедили их в том, что наше предложение конструктивно, и добились их поддержки.

Следует сказать, что ситуация была сложная, но если сейчас активно поработать, то до Бухарестской конференции ЕКМТ, которая состоится 26 мая, можно подготовить все материалы для обсуждения министрами. Министерство транспорта Украины над этим работает, материалы готовит рабочая группа - специалисты АсМАП. Мы предлагаем схему, согласно которой можно будет добиваться увеличения базовой квоты разрешений для экологически чистых автомобилей на 50 единиц. По сравнению с существующей на сегодня базо-.вой квотой в 128 единиц - это значительное увеличение.

В дальнейшем все материалы будут направлены в Европейскую комиссию министров транспорта. Необходимо будет выехать туда, чтобы на месте отстаивать наши интересы. Подкомиссию автомобильного транспорта ЕКМТ возглавляет заместитель министра транспорта Венгрии, с которым у нас есть договоренность о предварительной встрече. На ней мы все обсудим, а затем направим наши предложения господину Шорту.

Есть уверенность, что члены Ассоциации в 2003 году получат большее количество разрешений ЕКМТ, чем в нынешнем. Чтобы расчеты были максимально полными и точными, вице-президент АсМАП Ю.П. Соловков при содействии Гостаможслужбы проводит работу по подготовке программы, которая поможет определить долю участия в международных перевозках членов АсМАП (грузопоток, количество рейсов, тонно-километров и т.д.). Имея эти данные, мы сможем более предметно отстаивать интересы членов АсМАП. Я считаю, что мы для того и существуем, чтобы создавать условия наибольшего благоприятствования членам нашей Ассоциации.

Записала Людмила КАТКОВА






Учебно-консультационный центр   УГЦТС ЛИСКИ   Спеціальний підрозділ міліції охорони “Титан”
www.iru.org