Этот перефразированный призыв мог бы стать девизом двух неординарных событий в жизни международных перевозчиков - первого собрания Генеральной Ассамблеи BSEC-URTA (4 марта) и Второй международной Черноморской транспортной конференции (5-6 марта). И хотя они проходили в разное время и в разных районах г. Киева, их объединила одна цель - формирование согласованной транспортной политики стран Черноморского региона, который является мостом между Европой и Азией. Как заявил в своем выступлении на конференции министр транспорта Украины Валерий ПУСТОВОЙТЕНКО, "прогнозы отечественных и зарубежных экспертов свидетельствует о том, что объемы транзитных перевозок по оси Европа - Азия, проходящей через Черноморский регион, могут к 2010 году возрасти на 35 - 40%. Ожидается, что за этот период только контейнерные перевозки увеличатся до 15 млн. контейнеров в год против 7,6 млн. в 2000 году. Все это требует усиления интеграции национальных транспортных систем, совместного принятия соответствующих решений по их развитию и оптимизации деятельности".
В унисон ему прозвучали слова президента BSEC-URTA г-на Четин НУХОГЛУ: "Мы должны действовать не врозь, а вместе. Таким образом, при содействии международных финансовых организации наша сила должна приобрести более значимый характер".
BSEC-URTA (Союз ассоциаций автомобильных перевозчиков стран экономического сотрудничества Черноморского региона) создан совсем недавно - 24 октября 2001 г. в городе Анта-лья (Турция) ассоциациями перевозчиков 11 стран - Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Греции, Молдавии, Румынии, России, Турции, Украины. Одной из важнейших предпосылок его создания явилась необходимость решения проблем, касающихся автомобильного транспорта и комбиниро-' ванных перевозок, разработка проектов совместной работы и инвестиционных проектов на всех уровнях. Это позволит внести большой вклад в экономическое сотрудничество стран ЧЭС.
С этой целью 4 февраля 2002 г. в Стамбуле (Турция) был создан международный Секретариат BSEC-URTA, который стал координационным и исполнительным центром Союза. BSEC-URTA наладил и поддерживает тесные контакты со всеми организациями, которые находятся под эгидой Совета стран ЧЭС, Черноморским банком развития и торговли. Большую поддержку Союзу оказал МСАТ, что стало основой их стратегического сотрудничества.
На церемонии открытия заседания Генеральной Ассамблеи председательствовал президент АсМАП Украины Л.М. КОСТЮЧЕНКО. В своем выступлении Леонид Михайлович подчеркнул, что Украина приняла несколько законодательных нормативных документов, которые обеспечивают деятельность целого ряда организаций, работающих в системе развития международных транспортных коридоров. По территории страны проходят 3 сухопутных (3-й, 7-й и 9-й) и один водный (7-й Дунайский) транспортные коридоры. В обращении к народу и парламенту президент Украины Леонид Данилович Кучма определил приоритеты развития системы транспортных перевозок импортно-экспортных грузов, вследствие чего Кабинет Министров создал Государственную комиссию по развитию международных транспортных коридоров. Последние шаги, предпринятые в этом направлении, - принятие единого транспортного сбора на пограничных переходах - подтверждают желание Украины присоединиться к конвенциям и нормативным документам IRU. Украина является активным членом программы TRACECA. "Я думаю, что наша деятельность в рамках недавно созданного Союза автомобильных перевозчиков стран Черноморского экономического Содружества позволит, в первую очередь, адаптировать наше внутреннее законодательство к международным требованиям и более активно развивать на паритетных началах международные автоперевозки, упростить таможенные процедуры при прохождении наших границ".
Леонид Михайлович выразил уверенность в том, что заседание пройдет плодотворно и все решения, которые будут приняты, воплотятся в жизнь.
В ходе работы Генеральной Ассамблеи была принята рабочая программа на 2002 г. состоящая из 10 проектов:
1.Виза ЧЭС для профессиональных водителей.
Главная проблема, которая является общей для всех стран-участниц Союза, - это оформление виз для водителей. Международный Секретариат BSEC-URTA разработал проект визы ЧЭС для профессиональных водителей с целью предоставления его Рабочей группе ЧЭС по транспорту.
Дополнительно планируется создание двух международных документов:
а) книжка профессионального водителя;
б) вспомогательная форма визы ЧЭС для профессионального водителя.
Согласно проекту, каждый водитель сможет получить книжку профессионального водителя лишь один раз. В ней будут содержаться личные, профессиональные и визовые данные водителя, которые будут обновляться национальной Ассоциацией.
2. Гармонизация сборов.
Дорожные сборы в большинстве стран - участниц Союза тормозят развитие перевозок из-за непомерных сумм и случаев дискриминации. Для составления реальной картины будут подготовлены отчеты о сборах в странах - участницах ЧЭС. Будут исследованы:
- сборы за пользование автодорогами (в зависимости от времени;
- цены билетов (оплата сборов за пользование автомобильными муниципальными I и/или государственными дорогами, в зависимости от расстояния);
- другие сборы (транзитный, въезд), тяжелые и негабаритные грузы, сборы за пользование спецсооружениями типа мостов и туннелей;
- налоги на топливо;
- налоги на транспорт.
3. Стандартизация таможенных формальностей.
Ввиду различия процедур таможенного оформления во многих странах наблюдаются простои транспортных средств на границах. Предложено подготовить отчет о таможенных процедурах стран ЧЭС. Цель - определить систему региональных процедур, установить приоритеты для их стандартизации на региональных уровнях.
4. Сертификат веса. В странах южно-европейского содружества (SECI) успешно проводятся работы по признанию Международного сертификата веса ТС. Проект предусматривает, что при наличии Международного сертификата веса ТС, взвешенное в одной стране, может без дополнительных взвешиваний передвигаться по территории стран, признавших сертификат.
5. Комбинированные перевозки.
Будут предприняты меры к расширению сети комбинированных перевозок на Черном и других, в частности Каспийском, морях. В этих рамках будут разработаны проекты, которые можно реализовать под эгидой и при участии ассоциаций - членов BSEC-URTA.
6. Обучение.
В содружестве МСАТ с ассоциациями, членами Союза, будут разработаны проекты по отраслевому обучению работников. BSEC-URTA в решении этого вопроса будет действовать совместно с МСАТ.
7. Исследование международных фондов.
Некоторые международные учреждения и организации, имеющие средства, вероятно, смогут оказать финансовую поддержку тем проектам, которые разрабатываются по определенным Союзом вопросам и на совместной основе. При положительном подходе к проблеме можно будет провести семинар по международным фондам с участием представителей Ассоциаций - членов Союза и вышеуказанных учреждений и организаций.
8. Транспортный журнал ЧЭС.
Журнал будет выходить один раз в два месяца на английском и русском языках и иметь одностраничные резюме на турецком, греческом, болгарском и румынском языках. Издатель - Международный секретариат BSEC-URTA.
В журнале, наряду с новостями об автомобильном транспорте и комбинированных перевозках, будут публиковаться интересные новости и вопросы транспорта в целом. Журнал будет сотрудничать с печатными органами национальных от- раслевых издании.
9. Транспортный портал ЧЭС (ЧЭС Transport Portal).
В 2002 г. Международный секретариат BSEC-URTA приведет свою веб-страницу в Интернете в более функциональное состояние.
10. Центр ЧЭС по обмену информацией.
Обеспечив многоканальный обмен информацией с ассоциациями, МСАТ, ЧЭС, SECI, TRACECA, ЕС, СНГ, ОЭС и UN/ECE (Экономической комиссией ООН в Европе), BSEC-URTA станет центром, освещающим законодательство, события, положительный и негативный опыт работы и т.д.
В 2002 г. и в последующие годы BSEC-URTA будет работать над выполнением проектов:
- Международный транспортный Центр (ЧЭС);
- Международная выставка по транзиту и логистике ЧЭС;
- Международный Конгресс по качеству транспорта ЧЭС;
- Награда ЧЭС за качественные перевозки;
- Награда ЧЭС лучшему водителю.
Работа Ассамблеи оправдывает слова президента Союза: "Вот для чего мы создали BSEC-URTA!"
Пять лет прошло со дня проведения в Киеве I Международной Черноморской транспортной конференции (15 - 16 мая 1997 г.), определившей главные направления сотрудничества стран Черноморского региона в транспортной сфере. Она стала важной вехой на пути подготовки Третьей Панъевропейской Хельсинской транспортной конференции (23 - 25.06.1997 г.). В результате ее работы были выработаны программы развития инфрастуктур Черноморской транспортной зоны, создан руководящий орган - комитет Черноморской транспортной зоны и подписан Меморандум о взаимопонимании.
Конференция этого года явилась представительным форумом на уровне министров транспорта 19 стран и должностных лиц международных организаций: Европейского Союза, МСАТ, ЕКМТ, IRU, ОЧЕС, BSEC-URTA и др. Она стала как бы логическим поиском решения проблем и задач, которые освещались накануне на собрании Генеральной Ассамблеи BSEC-URTA.
Выступления делегатов определили основные тематические направления конференции:
- гармонизация нормативно-правовой базы в области транспорта и таможенного регулирования, применение международных стандартов и требований;
- международные транспортные коридоры и взаимодействие национальных транспортных систем;
- перспективы реализации новых инвестиционных проектов Черноморских стран;
- технико-экономические проблемы логистических и транспортных систем Черноморского региона;
- проблемы безопасности и экологии транспорта;
- информационные технологии, технические средства и связь на транспорте;
- глобальные навигационные спутниковые системы;
- проблемы совершенствования механизмов страховой защиты и обеспечения сохранности грузов.
В своих выступлениях делегаты, как правило, "жонглировали" оптимистическими цифрами, но ноты тревоги звучали в каждом из них. И становилось ясно, что без активной работы в плане содружества каждая отдельно взятая страна не решит проблем перевозок. Не стало исключением и выступление министра транспорта Украины Валерия ПУСТОВОЙТЕНКО.
Отметив, что транспортно-до-рожный комплекс Украины включает в себя 22,3 тыс. км железных дорог, 167 тыс. км автомобильных, около 3 тыс. км внутренних водных путей, он обратил внимание делегатов на имеющиеся простои транспорта при пересечении государственных границ. Но это беда не только Украины. По данным экономической комиссии ООН, опубликованным в "Белой книге", финансовые потери от заторов на дорогах Европы достигают 40 млрд. евро в год. Это в полной мере относится и ко всем странам Черноморского региона. Учитывая, что спрос на перевозки грузов в Украине будет, по прогнозам, ежегодно возрастать на 4 - 5%, правительство Украины проводит большую работу по выполнению Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров. И здесь принципиально важным является вопрос модернизации международной транспортной инфраструктуры. Прежде всего речь должна идти о согласовании инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры транспортной зоны РЕТгА и TRACECA путем соединения их с транспортным коридором Гданьск - Одесса, продолжения существующих коридоров до пунктов зарождения грузопотоков. Также необходимо было бы продлить коридор №9 от Ильичевска до портов Вар-на и Констанца. На сегодняшний день острой проблемой остается коридор №7, и в первую очередь, восстановление судоходства по Дунаю, нарушенного в ходе войны в бывшей Югославии.
В системе транспортных коридоров, считает министр, необходимо отвести должное место созданию логистических и накопительно-распределительных центров, особенно в Черноморском регионе. И особое внимание следовало бы уделить транзитным перевозкам через Украину и другие страны грузов, следующих из/в Европу через Транссибирскую магистраль.
"Очень важной проблемой, - отметил Валерий Павлович, - является оказание широкой помощи народу Афганистана, пострадавшему в годы войны. На мировом и европейском уровнях уже принят ряд необходимых решений по этому вопросу."
Но успешно решать эту и все вышеназванные задачи можно только при одном условии - координации работы всех общественных и государственных структур, занимающихся вопросами транспорта.