За прошедшие 4 месяца новоизбранный президент и Секретариат АсМАП Украины проделали определенную работу по реорганизации существующих и введению новых структурных подразделений Ассоциации, призванных решать проблемные вопросы, а также создавать благоприятные условия для работы международных автомобильных перевозчиков.
Созданы департаменты TIR и юридического сопровождения таможенных вопросов, Управление организации перевозок и информации, Департамент транспортной политики, разработан и утвержден перспективный план работы Секретариата с учетом предложений перевозчиков.
Укрепляется сотрудничество Ассоциации с Минтрансом, Департаментом автомобильного транспорта и УГП "Укринтеравтосервис". В рамках совместной программы "горячая линия" организуется круглосуточное информирование перевозчиков по вопросам выполнения международных перевозок, формируется банк данных. По телефонам: 201-54-62 и 201-02-96 или по электронной почте перевозчики смогут получить необходимую информацию. Внесены изменения в режим работы отделов TIR в Киеве, Одессе, Львове и Днепропетровске (с понедельника по четверг - с 9.00 до 17.00, в пятницу - с 9.00 до 16.00), что удобно для посетителей.
Департамент TIR формирует базу данных таможенного законодательства стран - участниц Конвенции МДП, что поможет при решении вопросов, возникающих во взаимоотношениях с таможенными органами.
На протяжении 3-х месяцев урегулировано 31 уведомление региональных таможен о нарушении таможенных правил и закрыто 6 претензий. Совместно с Гостаможслужбой разработан и зарегистрирован в Минюсте приказ "О порядке применения таможенной Конвенции о международных перевозках грузов с использованием книжки МДП".
По инициативе АсМАП в октябре 2001 г. во Львове состоялся второй международный практический семинар "Условия и порядок оформления грузов на таможенной границе Украина - Польша" с участием представителей таможенных служб Украины и Польши.
С целью создания лизинговой компании проведены переговоры с фирмой "Мерседес", предпринимаются меры (совместно с банком "Киев") по привлечению дешевых кредитных ресурсов, а также подготовлены к регистрации учредительные документы. Начало работы компании планируется на второе полугодие.
В ноябре 2001 г. проведены переговоры с генеральным секретарем МСАТ Мартином Марми о дальнейшем сотрудничестве АсМАП Украины и IRU.
В результате визита в Украину генерального секретаря ЕКМТ г-на Шорта достигнута договоренность об увеличении квот ЕКМТ на 2003 год, т.к. формирование контингента на 2002 г. уже закончено.
Проводится работа по заключению партнерских договоров с ассоциациями России, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Польши.
В результате дополнительно проведенных переговоров Министерства транспорта и АсМАП Украины с компетентными органами Италии, Польши, Австрии, Венгрии, Финляндии, Франции, России удалось договориться об увеличении квот разрешений на 2002 год (например, итальянских - с 7 до 10,5 тыс.).
При участии специалистов Секретариата АсМАП подготовлены проекты Налогового и Таможенного кодексов Украины. Из внесенных 12 предложений 9 вошли в окончательную редакцию Таможенного кодекса, которая принята 20 декабря 2001 г. Основными поправками являются: дополнения относительно первоочередного упрощенного порядка таможенного оформления товаров, следующих по процедуре МДП; исклю-чена возможность конфискации транспортных средств за нарушение требований Таможенного кодекса: введение нормы на сроки применения санкций не позже 2-х месяцев со "дня нарушения", а не со "дня выявления нарушения" таможенных правил, как было раньше.
В Налоговый кодекс внесены предложения о сохранении льгот по налогообложению перевозок грузов транзитом через территорию Украины и оплаты НДС при ввозе ТС по договорам лизинга в момент перехода права собственности на объекты лизинга.
АсМАП подготовила проект распоряжения Кабинета Министров Украины "О таможенном оформлении автотранспортных средств для перевозок тяжелых грузов, а также автобусов с количеством мест более 10, включая место водителя". Им предусматривается рассрочка оплаты НДС при ввозе автотранспортных средств и предоставления векселя с 360-дневным сроком погашения. В связи со сложностями, возникшими при согласовании этого проекта в министерствах и ведомствах, подготовлено обращение министра транспорта к президенту Украины с просьбой о поддержке проекта.
Один из самых "больных вопросов" в международных автоперевозках - увеличение квот польских разрешений, т.к. от их количества зависят перевозки во многие европейские страны. Польская сторона не заинтересована в перевозках на территорию Украины. Причин этому много, но одной из самых главных является взимание местных сборов за проезд по территориям приграничных областей. По инициативе Ассоциации и при поддержке Министерства транспорта вопрос об отмене местных сборов за проезд приграничными областями поставлен перед правительством Украины. В октябре и ноябре прошлого года решениями Волынской и Одесской областных администраций сборы с польских перевозчиков за проезд по территориям этих областей отменены. Львовский областной Совет в настоящее время также решает этот вопрос.
Секретариат АсМАП подготовил проект Закона Украины "О снятии оговорок в договоре между правительствами Украины и Республики Польша о международных автомобильных перевозках", целью которого является отмена дорожного сбора с польских перевозчиков.
В сессионном зале этот закон будет представлять народный депутат А.П. Хмелевой. После принятия этого закона можно будет ставить вопрос об увеличении квоты польских разрешений.
В октябре 2001 г. при активной поддержке АсМАП Украины был создан Союз ассоциаций автомобильных перевозчиков стран экономического сотрудничества черноморского региона (BSEC-URТA), цель которого - защита национальных интересов и сотрудничество с международными организациями в поиске решений общих проблем. Одной из первоочередных задач этой организации является вопрос открытия виз для водителей. 24 октября 2001 г. ассоциации 11 стран подписали Декларацию и обращение по этому вопросу к министрам иностранных дел стран черноморского региона. Уже в декабре появились первые результаты: посольство Болгарии в Украине открыло болгарские визы для водителей предприятий -- членов Ассоциации централизованно, через Секретариат АсМАП Украины.
Для членов Ассоциации визы предоставляются в срочном порядке бесплатно в течение недели или 3-х рабочих дней. Сбор взимается только при рассмотрении документов. 20 - 21 декабря в рамках BSEC-URTA была проведена рабочая встреча между представителями АсМАП Украины и ассоциации международных автоперевозчиков Турции (UND), которые согласились с тем, что дальнейшее развитие перевозок турецкой стороной возможно только при условии расширения участия украинских перевозчиков на рынке перевозок Украина + Турция + третьи страны. UND готова обучить представителей украинских автопредприятий работе в условиях особенностей турецкого законодательства в части проведения таможенных процедур и деятельности экспедиционных компаний. Турецкая сторона готова организовать экспедиционное обслуживание и брокерские услуги на льготных для членов АсМАП условиях.
Особая ситуация сложилась с обеспечением перевозчиков иностранными разрешениями. Проблема заключается в отсутствии паритета перевозок, осуществляемых иностранными и украинскими перевозчиками. Для примера: украинские перевозчики в 2001 г. совершили в 4 раза больше перевозок в Венгрию, чем венгры к нам; в Австрию - в 7 раз; Италию - в 9 раз; Германию - в 16; Нидерланды - в 21; во Францию - в 27; в Бельгию - в 139 раз больше. Такой дисбаланс возник в основном из-за того, что наши перевозчики соглашаются выполнять перевозки по значительно более низким ценам, чем иностранные. Анализ перевозок по таким странам, как Польша, Франция, Италия, Австрия, Венгрия показал, что на перевозки по системе МДП приходится 70% годовой квоты разрешений. Остальные "дозволы" используются для порожних ТС общей массой до 10 т.
Утвержденный Минтрансом 29.12.2001 г. новый порядок оформления и выдачи "дозволов" не решает этих проблем. Поэтому Ассоциация подала на рассмотрение Минтранса следующие предложения:
11 января с.г. в Минтрансе Украины были проведены консультации, 12 января - совместные совещания Минтранса и АсМАП по вопросам стабилизации рынка международных перевозок и усовершенствования системы распределения иностранных разрешений. Министерство транспорта согласилось с предложением АсМАП, но указало на два момента, которые сдерживают введение системы предварительного резервирования разрешений:
В порядке эксперимента Ассоциация предложила ввести на терминале "Закарпатье" резервирование дефицитных итальянских, австрийских и венгерских разрешений для членов Ассоциации. В случае положительного результата можно будет применять эту схему и на других пунктах выдачи разрешений.
Ассоциация поставила вопрос о невозможности запрета на выдачу дефицитных разрешений автомобилям, идущим из Украины порожними. Из Минтранса получено сообщение о том, что принято решение оформлять "дозволы" на порожние машины, идущие в третьи страны, при условии их загрузки в Венгрии. Одновременно с этим разрешено оформление разрешений Германии, Бельгии, Нидерландов на порожние машины при условии, если они идут в эти страны транзитом через Словакию и Чехию. Понятие "порожние" не включает автоцистерны, автовозы и платформы под контейнеры.
Учитывая, что в настоящее время потребность использования разрешений порожними машинами составляет 30% от общей квоты, решено выделять 10% суточной квоты дефицитных разрешений для порожних автомобилей и распределять среди членов АсМАП, для чего предоставлять соответствующие списки перевозчиков и транспортных средств в УГП "Укринтеравтосервис" через диспетчерскую службу и "Укравтотранс".
Однако АсМАП считает, что 10% -недостаточное количество, особенно для перевозчиков Закарпатского региона. В связи с этим решено провести совместное с Минтрансом совещание по этому вопросу. Ассоциация надеется, что тесное сотрудничество с Минтрансом принесет желаемые результаты.
По материалам доклада президента АсМАП Украины Л.М. КОСТЮЧЕНКО
подготовил Владимир ГРИШИН