11 - 15 июня текущего года в Ялте проходил Международный семинар, посвященный вопросам таможенного регулирования международных автомобильных перевозок, в первую очередь - на границе Украины и Российской Федерации, организованный АсМАП Украины. О значимости этого события свидетельствует тот факт, что в его работе приняли участие представители правительства Украины, Республики Крым, высшее руководство АСМАП России, полномочный представитель МСАТ в странах СНГ, другие официальные лица.
Участники семинара прослушали доклады представителей Гостаможслужбы Украины и России и приняли живейшее участие в их обсуждении.
С приветственным словом к собравшимся обратился президент АсМАП Украины Л.М. КОСТЮЧЕНКО.
"Уважаемые коллеги! Я благодарен вам за то, что вы активно поддержали предложение совета Ассоциации и приняли участие в очень важном для нас форуме. На нем присутствуют вице-премьер министр Автономной Республики Крым Геннадий Александрович БАБЕНКО, заведующий сектором стратегии развития транспорта и связи КМ Украины Анатолий Иванович КРАСНОКУТСКИЙ, директор Департамента автомобильного транспорта Украины Леонид Петрович ДОКИЛЬ. Мне очень приятно, что сегодня вместе с нами член президиума МСАТ, президент АСМАП России, наш коллега и соратник Юрий Сергеевич СУХИН. В семинаре примет участие и представитель МСАТ в странах СНГ Аркадий Павлович Шмелев.
Я хотел бы поблагодарить представителей таможенной службы, которые откликнулись на наше предложение и приехали сюда, чтобы обсудить проблемы перевозчиков.
Практика проведения Международных семинаров перевозчиков дает нам возможность наметить планы и мероприятия, которые необходимо провести в нормативной, законодательной базе, поработать над устранением узких мест, которые сегодня мешают в работе украинским перевозчикам, да и перевозчикам других стран, следующим по территории Украины. Сегодняшний, 3-й семинар связан с проблемами, которые возникают на украинско-российских переходах. Наша задача - устранить их. Благодаря таким встречам есть возможность преодолеть препятствия, которые, к сожалению, еще существуют.
Надеюсь, этот семинар принесет пользу всем его участникам. Кроме того, хотелось построить программу таким образом, чтобы у вас была возможность ознакомиться с прекраснейшим уголком нашей страны - Ялтой.
Предлагаю перейти к обсуждению наших проблем. Думаю, будет справедливо предоставить первое слово крымчанину - начальнику таможенного поста г. Ялты Крымской региональной таможни Евгению Борисовичу САМСОНОВУ".
"Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу рассказать вам о практике таможенного регулирования международных перевозок в системе МДП, которая применяется в государственной таможенной службе Украины.
В 1994 году Украина присоединилась к Конвенции МДП, в подтверждение чего был принят Закон Украины "Об участии Украины в Таможенной Конвенции о международных перевозках грузов с применением книжки МДП". На основании данной Конвенции, во исполнение ее требований, государственными органами Украины, в том числе Государственной таможенной службой (тогда Государственным таможенным комитетом) разработан ряд Положений и Порядков, охватывающих область реализации процедуры МДП.
30.07.1999 г. между Государственной таможенной службой Украины и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Украины был заключен Договор о неукоснительном соблюдении сторонами требований Таможенной Конвенции.
И, наконец, достаточно свежий документ - Приказ Государственной таможенной службы Украины № 755 от 21.11.2001 г., которым утвержден Порядок, определяющий условия применения процедуры международных дорожных перевозок, порядок оформления книжки МДП на товары и прочие предметы, которые перевозятся между таможнями с соблюдением процедуры МДП. Он содержит условия допуска перевозчиков к системе МДП, определяет ответственность перевозчиков и гарантийного объединения в случае нарушения процедуры МДП. Хочу остановиться на положениях данного приказа и практике, которая существует на сегодняшний день.
Грузы, которые перевозятся с соблюдением процедуры МДП опломбированными дорожными транспортными средствами, составами дорожных транспортных средств или в контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в пунктах пропуска через таможенную границу Украины. Таможенный досмотр может проводиться в следующих случаях:
В случае осуществления таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа составляется акт, форма которого определена приказом Гостаможслужбы. Один из экземпляров акта выдается держателю книжки МДП.
Хочу напомнить, что положение Конвенции МДП не является преградой для применения гос. органами в рамках их полномочий ограничений, которые вытекают из соображений общественной безопасности, здравоохранения или гигиены, а также осуществления санитарно-эпидемиологических, санитарных, фитосанитарных и других видов обязательного контроля.
Украинские перевозчики допускаются к перевозке в соответствии с процедурой МДП лишь при условии получения книжки МДП в уполномоченной Ассоциации.
Существует ряд условий применения процедуры МДП. В соответствии с ней разрешается перевозить те грузы, которые не запрещены действующим законодательством для ввоза в Украину, вывоза из Украины либо перемещения транзитом по ее территории. Есть небольшой перечень товаров, относительно которых существует запрет на перевозку с применением процедуры МДП. К ним относятся:
Процедура МДП применяется при условии, что грузы перевозятся с применением книжки МДП, заполненной в соответствии с положениями Конвенции, обеспечиваются финансовой гарантией, перевозятся дорожными транспортными средствами, составами дорожных транспортных средств, которые допущены к перевозке под таможенными печатями и пломбами. Естественно, при наличии свидетельства о допуске дорожных транспортных средств к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (за исключением перевозок тяжеловесных или громоздких грузов).
Если сумма таможенных сборов и налогов, которые подлежат уплате за груз, перемещаемый транзитом через таможенную территорию Украины, превышает размер гарантии, т.е. составляет более $50 тыс. в национальной валюте на день оформления книжки, то применяется сопровождение, порядок которого определен совместным приказом Государственной таможенной службы и МВД.
Уполномоченная Ассоциация устанавливает срок действия книжки МДП, который не может быть продлен. Дата его окончания отмечается в графе 1 титульной страницы обложки. Если книжка была принята для оформления таможней страны отправления в последний день срока действия или до этой даты, то она является действующей до окончания перевозки.
Как вы знаете, книжка МДП может оформляться как на одно дорожное транспортное средство, так и на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно дорожное т/с или на состав таких т/с. Операция МДП может проводиться через несколько таможенных направлений или таможенных назначений в одну или несколько стран при условии, что общее количество таможенных направлений или назначений не будет превышать четырех.
Книжка МДП может быть оформлена с предостережениями (либо без таковых) относительно нарушений, которые произошли во время перемещения грузов с применением процедуры МДП. В случае кражи или повреждения грузов вследствие ДТП предостережение вносится в графу 27 отрывного листка № 2 и графу 5 отрывного корешка № 2 книжки МДП. Предостережения также могут касаться количества идентификационных признаков грузовых мест или предметов, описания грузов, их веса, наложенных пломб, печатей или распознавательных знаков. Инспектор таможни должен четко изложить суть предостережений и сделать пометку путем проставления символа "R" в графе 5 неотрывного корешка № 2. В книжке МДП не должно быть исправлений или подчисток (за исключением исправления государственного регистрационного номера т/с). Делать исправления имеет право лицо, которое предварительно внесло эти данные, путем вычеркивания ошибочных данных и внесения правильных в таможне отправления, где начиналась процедура МДП. Эти исправления проверяются, заверяются подписью и личной номерной печатью инспектора таможни отправления. Не допускаются исправления в графах 2 - 5, 12 титульной страницы обложки в заголовке книжки МДП, в графах 4, 12 отрывных листков, графах 2, 3, 5 Протокола книжки МДП, который составлен соответственно статье 25 Конвенции. В случае выявления во время осуществления таможенного контроля подчисток или исправлений в книжке (кроме случаев, если в таможне начинается перевозка по процедуре МДП), из-за чего таможня получила ложные сведения, книжка закрывается и изымается таможней. В таких случаях составляется протокол о нарушении таможенных правил.
Книжки МДП не принимаются к таможенному оформлению, если:
Во всех перечисленных случаях замечания и информация о применении таможней санкции вносится в журнал регистрации книжек МДП, а книжка МДП изымается таможней. На отрывной части 4-й страницы обложки, где указан № книжки МДП и штрих-код, делается запись, которая обосновывает изъятие книжки МДП, а на обратной стороне этой отрывной части проставляется подпись и оттиск личной номерной печати инспектора таможни, который изъял книжку МДП. Перевозчику выдается отрывная часть 4-й страницы обложки книжки. После этого процедура МДП признается прерванной и доставка груза в таможню назначения осуществляется в порядке, предусмотренном для перевозок без применения процедуры МДП. Изъятая книжка со служебной запиской инспектора таможни, который обнаружил нарушение, с указанием причин ее изъятия, пересылается в региональную таможню. Региональная таможня фиксирует факт нарушения и пересылает эту книжку МДП в гарантийное объединение.
Если седельный тягач почему-либо не может продолжать движение, например, в случае ДТП, и возникает необходимость в его замене, то держатель книжки МДП в устной форме сообщает об этом в ближайшую по маршруту следования таможню/таможенный пост и органы ГАИ Украины и лично изменяет государственный регистрационный номер седельного тягача в графе 8 титульной страницы заголовка книжки и в графе 7 грузового манифеста отрывных листков книжки МДП путем перечеркивания предшествующих данных и занесения данных о прибывшем для его замены дорожном т/с. Эти изменения заверяются личной номерной печатью инспектора таможни на основании справки службы технического обслуживания или ГАИ о невозможности продолжения движения данным тягачом вследствие поломки или ДТП.
Инспектор таможни также заверяет данные о государственном регистрационном номере нового тягача в других сопроводительных и товаротранспортных документах. Замена тягача разрешается при условии, если он принадлежит тому же собственнику, что и предшествующий.
Если вследствие технической поломки или ДТП прицепа или полуприцепа запломбированная часть этих дорожно-транспортных средств и таможенное обеспечение не были повреждены, а поломка требует продолжительного ремонта, то неисправное т/с доставляется службами техпомощи в ближайшую по маршруту следования таможню, где в присутствии инспектора таможни осуществляется перегрузка груза на другой прицеп/контейнер. При возможности устранения поломки непосредственно на месте перевозчик обращается с письменным заявлением в произвольной форме в ближайшую по маршруту следования таможню/таможенный пост с просьбой продлить срок доставки груза в таможню назначения.
Если же вследствие поломки или ДТП открылся несанкционированный допуск к грузовому отсеку либо повреждено таможенное обеспечение, то перевозчик вызывает инспектора ближайшей по маршруту таможни/таможенного поста на место происшествия. Инспектор таможни заполняет протокол книжки МДП, груз перегружается в другое т/с, накладывается новое таможенное обеспечение. В неотрывной корешок № 2 книжки МДП вносится предостережение в соответствии с Порядком. При этом новое т/с должно принадлежать одному и тому же собственнику, что и предшествующее. Это правило не распространяется на прицепы и полуприцепы, которые зарегистрированы в Украине либо используются на основании договоров аренды, генерального поручения и других подобных документов. Таможня, ближайшая по маршруту следования, должна проинформировать таможню отправления и таможню назначения о поломке или ДТП и о пребывании грузов под ее таможенным контролем.
Таким образом осуществляется допуск перевозчиков Украины к выполнению международных перевозок грузов с применением книжки МДП.
Допуск перевозчиков-резидентов к выполнению международных перевозок грузов с применением книжки МДП осуществляется на основании решения общей комиссии Государственной таможенной службы и уполномоченной Ассоциации. Состав комиссии определяется отдельным общим приказом Государственной таможенной службы и уполномоченной Ассоциации.
С целью допуска перевозчиков к работе по процедуре МДП Ассоциация подает Гостаможслужбе копии таких документов: заявления перевозчика установленного образца, лицензии Министерства транспорта Украины на право осуществления автомобильных перевозок автомобильным транспортом, списка дорожных транспортных средств, допущенных к перевозке грузов под таможенными пломбами и печатями, свидетельства о допуске дорожных т/с к перевозке грузов под таможенными пломбами и печатями, учетной карточки субъекта внешнеэкономической деятельности, выданной таможней по месту аккредитации, свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Таможенная служба на протяжении 2-х недель рассматривает предоставленные уполномоченной Ассоциацией материалы относительно перевозчиков, которые желают получить допуск к перевозке грузов с применением процедуры, и при отсутствии замечаний дает согласие на допуск.
На протяжении недели с момента выдачи перевозчику допуска к процедуре или отмены такого допуска таможня направляет сведения об этом перевозчике Исполнительному совету МСАТ.
Хочу напомнить, что по прибытии грузов в таможню назначения таможенное оформление книжки МДП осуществляется в первую очередь.
Бывают случаи, когда таможня отправления на таможенной границе Украины принимает решение об отказе в пропуске груза на таможенную территорию Украины: при отсутствии предварительного уведомления о намерении ввезти груз на территорию Украины либо отсутствии предварительной грузовой таможенной декларации или при невозможности пропустить груз на территорию Украины вследствие его несоответствия фитосанитарным и другим нормам. В этом случае в графе 22 отрывных листков № 1, № 2, а также в графе 5 неотрывных корешков № 1, № 2 инспектор таможни делает запись об отказе с указанием причин. Запись заверяется в графе 23 отрывных листков № 1, № 2, а также в графе 6 неотрывных корешков № 1, № 2 личной подписью и личной номерной печатью инспектора таможни, который сделал эту запись, после чего отрывные листки № 1 и № 2 остаются в этой таможне, а перевозчику возвращается книжка МДП вместе с выписанной карточкой отказа в пропуске на таможенную территорию Украины. Форма этой карточки утверждена Приказом Государственной таможенной службы № 239 от 24.04.1999 г.
Существует также ряд особенностей перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов. Тяжеловесные или негабаритные грузы, а также любые принадлежности к ним могут перевозиться между таможнями на открытых дорожно-транспортных средствах. В таких случаях перевозчикам необходимо принять меры, которые делают невозможной подмену груза. В товаросопроводительных документах дается детальное описание, на груз наносятся распознавательные знаки, прилагаются упаковочные листы, делаются фотографии грузов и т.д.
В таможне отправления документы, которые прилагаются к грузу, заверяются личной номерной печатью инспектора таможни и прикрепляются к внутренней части второго листа обложки книжки МДП. Во всех грузовых манифестах книжки МДП делается запись о наличии этих документов.
В заключение хочу сказать, что правильное использование положений Конвенции является залогом успешного ведения бизнеса, увеличения грузооборота, сокращения времени, затрачиваемого на таможенные процедуры и, как следствие, - упрощение таможенного контроля при пересечении границ".
Перевозчики активно включились в обсуждения доклада. У каждого за годы работы накопился свой опыт общения с таможней.
Одних интересовало, как поступить, если поломка случилась вдали от населенного пункта и поблизости нет поста ГАИ, других - несут ли перевозчики ответственность, если в инвойсе занижена стоимость перевозимого товара, третьих не устраивает то, что таможня досматривает грузы, идущие под печатями. На вопросы ответила заместитель начальника управления организации таможенного контроля И.Г. ЛЯденко. Она объяснила, что на большинство вопросов ответ можно найти в Конвенции МДП, если внимательно ее прочесть. Перевозчик, взяв груз и товаросопроводительные документы, вместе с ними берет на себя всю меру ответственности. Если же у него возникает подозрение, что таможенник пытается спровоцировать дачу взятки, угрожая тем, что не пропустит автомобиль, нужно потребовать составления Карточки отказа. Как правило, сказала Ирина Григорьевна, большинство вопросов у таможенного инспектора сразу же отпадает. Она напомнила также, что у перевозчика есть право обжаловать действия инспектора. Если есть опасения, что это может иметь для перевозчика какие-либо негативные последствия - можно позвонить по телефону доверия, не называя себя. К сожалению, сказала она, мало кто использует эту возможность.
Начальник отдела TIR-Львов АсМАП В.В. Устименко выразил недовольство тем, что при таможенном досмотре перегрузка проводится за счет перевозчика. Более рациональным ему представляется вариант, при котором перевозчик должен заплатить штраф в том случае, если при досмотре будет выявлено нарушение. В противном случае таможня должна погрузочно-разгрузочные операции относить на свой счет. Ирина Григорьевна ответила, что Таможенным кодексом предусмотрено, что эти операции оплачивает грузоотправитель либо перевозчик. Оговаривается это в договоре на перевозку.
У одесских перевозчиков часто возникают проблемы, связанные с контейнерными перевозками. Не на все свои вопросы они смогли получить однозначный ответ. Президент АсМАП Л.М. Костюченко сказал, что эти вопросы будут проанализированы, в случае необходимости в Таможенный кодекс будут внесены поправки, и предоставил слово начальнику отдела контроля за доставкой грузов Донецкой региональной таможни Владимиру Алексеевичу ДЕНИСОВУ, который подробно остановился на вопросе регулирования международных перевозок при осуществлении таможенных режимов импорта, экспорта и транзита.
"При импорте, въезжая на территорию Украины, перевозчик подает таможне книжку МДП для таможенного контроля, а также называет номер предварительного уведомления, акцизной или предварительной декларации, которые были оформлены в таможне по месту регистрации субъекта ВЭД - получателя груза.
Инспектор приграничной таможни делает оперативный запрос в центральную базу данных информационно-аналитического таможенного управления ГТСУ по номеру предварительного уведомления или акцизной или предварительной деклараций и проверяет наличие в базе данных электронных копий этих документов. Получив подтверждение о наличии указанных документов в базе данных и при отсутствии замечаний, инспектор вносит в электронную копию документа сведения о транспортном средстве, перевозчике, товарах, дате и времени пересечения границы, устанавливает срок доставки груза в таможню назначения. После этого инспектор регистрирует книжку МДП в соответствующем журнале и оформляет отрывные листы № 1 и № 2 и неотрывной корешок книжки МДП. После оформления отрывной листок № 1 остается в таможне отправления, а листок № 2 - в книжке МДП для подачи таможне назначения вместе с товаросопроводительными документами.
С целью усиления контроля за доставкой грузов в таможни назначения, учитывая предложения АсМАП Украины, приказом таможенной службы Украины от 15.11.99 года № 721 определен перечень мест прибытия автотранспорта. По прибытии транспортного средства в таможню назначения таможенное оформление книжки МДП производится в первую очередь, книжка МДП регистрируется в журнале, заполняется отрывной листок №2, который в срок, не превышающий 10 дней, отправляется в приграничную таможню. Оформляется неотрывной корешок №2, и книжка МДП возвращается держателю.
При экспорте в таможне отправления книжка МДП регистрируется в журнале, после чего проверяется соответствие данных, указанных в грузовом манифесте книжки МДП, данным, указанным в товаросопроводительных документах. Оформляются отрывные листки № 1 и № 2, а также заполняется неотрывной корешок № 1. Отрывной листок № 1 остается в таможне отправления, а отрывной листок № 2 - в книжке МДП для подачи таможне назначения вместе с товаросопроводительными документами.
При поступлении экспортного груза в таможню назначения инспектор проверяет соответствие груза сведениям, заявленным в экспортной ГТД. Книжка МДП регистрируется в журнале, заполняются необходимые графы отрывного листа № 2 и неотрывного корешка № 2. После окончания таможенного оформления отрывной листок № 2 в срок, не превышающий 10 суток, отправляется в таможню отправления. Пропуск экспортного груза за пределы таможенной территории Украины осуществляется только после сверки сведений, указанных в электронной копии ГТД, со сведениями в товаросопроводительных документах и после проверки (по решению таможни) фактического наличия, количества, номенклатуры и состояния товара.
При транзите после въезда в зону таможенного контроля в пункте пропуска таможни отправления перевозчик транзитных товаров (декларант) заполняет грузовую таможенную декларацию типа "транзит" и вместе со всеми товаросопроводительными документами подает инспектору таможни отправления. В 50-ю графу всех основных листов ГТД декларантом вносятся сведения о лице, которое принимает задекларированные товары к перевозке и берет обязательство о доставке этих товаров в таможню назначения. Перевозчик знакомится с содержанием соответствующих статей Таможенного кодекса и подписывает все экземпляры основных листов ГТД.
Инспектор таможни отправления проверяет правильность заполнения ГТД и ее электронной копии, проверяет соответствие сведений, указанных в товаросопроводительных документах, сведениям, указанными в электронной копии ГТД. При отсутствии замечаний присваивает ГТД номер, регистрирует книжку МДП в журнале, делает необходимые записи в отрывных листках № 1 и № 2 и заполняет неотрывной корешок № 1. Отрывной листок № 1 остается в таможне отправления, а отрывной листок № 2 - в книжке МДП для подачи таможне назначения. После этого инспектор дает разрешение на транзит товаров через территорию Украины. Таможня отправления в срок, не превышающий 4 часа с момента оформления транзитной ГТД, передает информацию в базу данных информационно-аналитического таможенного Управления ГТСУ средствами электронной связи.
При поступлении транзитного груза в таможню назначения инспектор таможни проверяет наличие транзитной ГТД в центральной базе данных, проверяет, соответствуют ли сведения, указанные в товаросопроводительных документах, сведениям, указанным в электронной копии ГТД; принимает решение о необходимости таможенного досмотра перемещаемых товаров. При отсутствии замечаний инспектор регистрирует книжку МДП в журнале, делает необходимые записи на отрывном листе № 2 и неотрывном корешке № 2, проставляет отметки на товаросопроводительных документах, изымает 4-й лист ГТД. После окончания таможенного оформления отрывной листок № 2 в срок, не превышающий 10 суток, отправляется в таможню отправления.
Инспектор таможни назначения в оперативном режиме передает в центральную базу данных ГТСУ информацию о пропуске груза.
Кратко рассмотрев вопросы оформления и контроля доставки грузов в основных таможенных режимах, можно сделать следующие выводы: передвижение по территории Украины импортных грузов с применпроцедуры МДП осуществляется под жестким контролем таможенной службы Украины - с момента пересечения таможенной границы Украины до выпуска груза в свободное обращение. Доказательством этого служит тот факт, что в 2001 - 2002 годах в зоне деятельности Донбасской региональной таможни не было ни одного случая исчезновения грузов, перемещаемых с применением процедуры МДП.
К сожалению, немного сложнее обстоит дело с грузами, которые следуют в режиме "экспорт" и "транзит". Мы не имеем информации, подтверждающей существование субъекта внешнеэкономической деятельности на территории сопредельного государства, что дает возможность недобросовестным субъектам ВЭД создавать фиктивные фирмы для проведения ложных экспортных операций с целью возмещения НДС, а также осуществления ложного транзита с целью незаконного использования товаров, находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, на сегодняшний день нам необходима хорошо налаженная система обмена информацией между нашими службами относительно субъектов ВЭД, которая позволит не только выполнять задачи по защите экономических интересов наших государств, но и оградит транспортно-экспедиционные фирмы, работающие в системе МДП, от вовлечения их в незаконные внешнеэкономические операции".
Перевозчики задали Владимиру Алексеевичу ряд вопросов, большинство из которых касалось простоев на границе. Причины назывались разные: несоответствие данных, внесенных в предварительное уведомление и провозные документы, в результате чего приходится переоформлять предварительное уведомление; отклонение перевозчика от маршрута следования, ожидание получателя груза, полный досмотр транспортных средств и т.п. Один из участников семинара поинтересовался, можно ли дозагрузиться в стране, через которую перевозчик следует транзитом. Ему объяснили, что для этого достаточно вписать необходимые данные на титульную страницу книжки МДП.
Ответы на остальные вопросы прозвучали в выступлении начальника отдела контроля за доставкой грузов Восточной региональной таможни Ольги Николаевны ГОЙ, в зоне деятельности которой находятся пункты пропуска на территорию России. Один из таких пунктов - Гоптовка - непопулярен среди перевозчиков. Его пропускная способность - 1400 автомобилей в сутки, а пропускает он в среднем чуть больше тысячи, из них только от 5 до 13 - грузовые. Этот пункт пропуска оснащен новым рентгенаппаратом, что дает возможность проводить углубленный досмотр, весьма непопулярный у перевозчиков. В первую очередь Ольга Николаевна остановилась на проблемных вопросах, с которыми приходится сталкиваться в повседневной работе.
"На сегодняшний день существует проблема обеспечения перевозчиков российскими разрешениями, и, пользуясь случаем, хочу от лица собравшихся обратиться к представителям Российской Федерации с просьбой об увеличении количества разрешений.
Хочется отметить еще одну проблему: пункты СМАП, где выдаются разрешения, расположены далеко - до 80 км от границы. Считаю необходимым рассмотреть вопрос о перенесении пунктов СМАП непосредственно в пункты пропуска.
Следующая проблема связана с разночтениями 20-й и 39-й статей Конвенции МДП и несогласованность их со 114-й статьей Таможенного кодекса. Согласно 20-й статье каждое государство вправе устанавливать свои сроки доставки и определять маршруты следования автопоездов. В 39-й статье есть такое понятие, как "незначительное отклонение от маршрута следования и незначительная задержка прибытия в пункт прибытия". Поскольку Конвенция - международный, а значит, - прерогативный документ, при транзите возникают вопросы применения 114-й статьи Таможенного кодекса".
Ольга Николаевна объяснила собравшимся меру их ответственности за нарушение таможенных правил и сконцентрировалась на ошибках, которые допускают перевозчики при пересечении границы:
"Если водитель вследствие форс-мажорных обстоятельств прибывает не в тот пункт пропуска, который ему предписан (хотя руководители должны это обеспечить при составлении документов на перевозку), нужно обратиться с просьбой о пропуске. Прибыть в другую таможню на границе возможно только по предварительному уведомлению, по транзитной декларации и по экспортной декларации. По предварительной декларации изменение пункта пропуска не допускается.
Еще раз хочу подчеркнуть: если у перевозчика возникают проблемы на границе, его право потребовать Карточку отказа, в которой инспектор таможни обязан указать причину отказа. Очень важно, чтобы кроме обязанностей перевозчик знал и свои права. Настоятельно рекомендую пользоваться ими.
Вторая типичная ошибка - нарушение сроков доставки. Как правило, это происходит в двух случаях: при форс-мажорных обстоятельствах и при доставке консолидированного груза. Хотелось бы остановиться на форс-мажорных обстоятельствах: поломка транспортного средства, ДТП с утратой или частичной утратой груза. В таких случаях необходимо обратиться в таможню, в зоне деятельности которой это произошло, со справкой государственного органа, который подтверждает факт форс-мажорных обстоятельств. При ДТП обязательна справка ГАИ о состоянии транспортного средства. Это не подлежит обсуждению. Со справкой СТО вы можете обратиться в ГАИ, но не в таможню. При доставке консолидированного груза также случаются задержки. Когда водитель подписывает документ, он берет обязательство доставить груз в таможню назначения в назначенный срок. Доставить груз в первую таможню он успевает, при доставке во вторую и последующие - нет. Смотришь - в карнете срок продлен, а в документах контроля доставки - нет. В подобных случаях таможня определяет порядок действий перевозчика. Водитель обязан обратиться с просьбой о продлении срока доставки. Он подписывает документы, поэтому это его обязанность.
Хочу обратить ваше внимание на то, что согласно Конвенции МДП доставка грузов производится от таможни отправления до таможни назначения. Если груз доставляется клиенту, то возможны злоупотребления.
Следующее. Нежелание перевозчика пользоваться платными стоянками часто приводит к потере груза. В зоне деятельности Полтавской таможни, например, стали регулярными случаи частичной кражи тканей. Оставляйте машины на охраняемых стоянках!
Согласно принципам Конвенции МДП перевозчик не имеет права допускать передачу книжек МДП другим перевозчикам. На практике случается, что он сдает автомобиль в аренду вместе с книжкой. Эти действия квалифицируются как нарушение.
По Конвенции количество таможен не должно превышать четырех. По ряду причин это правило не соблюдается. В таких случаях книжка изымается таможней.
И последнее. Часто возникает вопрос о нехватке груза. Перевозчик обязан присутствовать при загрузке и отвечать за груз, который он перевозит. Если перевозчик этого не делает и нарушает 38-ю статью Конвенции, составляется протокол.
Очень часто ошибки происходят из-за низкой квалификации водителей, которые не знают ни своих прав, ни своих обязанностей. Просьба к руководителям предприятий - обучайте своих водителей".
Перевозчики задали О.Н. Гой ряд вопросов. Один из них - об ответственности перевозчика контейнеров, идущих под пломбами иностранного государства, за недостачу, обнаруженную украинской таможней. О.Н. Гой квалифицировала это как противоречие, заложенное в Конвенции. Вопрос будет рассматриваться отдельно. Проблема передачи автомобиля в аренду вместе с книжкой МДП также подлежит рассмотрению. На вопрос относительно Распоряжения Кабмина от 7.04.02 о проведении таможенных операций непосредственно на границе с Польшей ответил директор Департамента автомобильного транспорта Л.П. Докиль. Президент АсМАП Л.М. Костюченко объяснил причины, в связи с которыми появилось это Распоряжение (подробно об этом - в АП № 11'2002. - Ред.), и передал слово президенту АСМАП России Юрию Сергеевичу СУХИНУ.
"Хочу поблагодарить учредителей этого прекрасного семинара. Думаю, что мы возьмем на вооружение ваш метод проведения семинаров, когда участвуют две стороны, два соседних государства. Именно на таких семинарах мы сможем отработать законодательство, которое будет способствовать развитию наших внешнеэкономических связей. В России международные перевозки за последние 10 лет увеличились в 18 раз. Думаю, что в Украине тоже. За это время выросли и таможенные органы. На протяжении этих лет мы с вами учились цивилизованно осуществлять международные перевозки, которые имеют колоссальное значение для укрепления наших внешнеэкономических связей.
Наша таможня уделяет большое внимание совершенствованию технологии перевозки грузов автомобильным транспортом. За последнее время мы провели колоссальную работу вместе с Министерством транспорта, с Таможенным комитетом, нашей Ассоциацией по внедрению Sаfe TIR. Вы знаете, что это такое. Сейчас мы не выдаем карнет нашему перевозчику до тех пор, пока не получим по электронной почте подтверждение таможенного органа о том, что предыдущий карнет закрыт. В результате за последний год претензии по нашим перевозчикам сократились с $20 млн. до $170 тыс. Все это благодаря стопроцентной выдаче карнетов с помощью Safe TIR. И если российские и украинские таможенники отработают эту систему, мы исключим криминал, который разрушает систему TIR, а что такое для нас с вами потерять право работать под прикрытием карнета TIR, говорить не приходится. Моментально увеличатся расходы, связанные с транспортировкой грузов. Сколько залоговых сумм нужно будет изъять из оборота предпринимателя? Дополнительные расходы снижают нашу конкурентоспособность. У нас еще недостаточно отрегулирована технология прохождения погранпереходов, там собираются колоссальные очереди. При наличии 8 полос на погранпереходах работают только две. За последний год мы с вами потеряли 17% перевозок (они "ушли" на железную дорогу).
Мне бы хотелось, чтобы на этом семинаре ваши таможенники договорились с нашими о том, чтобы применить новую технологию прохождения нашей границы. Хотелось бы упростить эту процедуру. Сделать так, чтобы украинские, российские таможенники и пограничники работали совместно - вместе смотрели и пропускали автомобили. Это прежде всего в наших интересах, интересах перевозчиков, если мы хотим быть конкурентоспособными. Совершенно правильно говорят представители украинской таможни: "Главная наша беда в том, что мы ищем виновных на стороне и не обращаем внимание на наши внутренние проблемы".
Один из выступавших сегодня директоров продемонстрировал свою некомпетентность в вопросе таможенного законодательства. Если такие наивные вопросы задает директор, что же тогда говорить о наших водителях. Я помню совещание в Австрии "Восток - Запад", где один датчанин в своем выступлении сказал: "А вы знаете, господа из России, почему вам не дают грузы? Да потому что ваши водители мало того, что не знают языка, они не знают, как заполнить карнет TIR". Поэтому мы сейчас проводим большую работу с водителями в наших 11-ти учебных центрах. Наши перевозчики уже поняли, что водитель - это визитная карточка фирмы. Он встречается с грузоотправителем, грузополучателем, ему должны доверить колоссальной стоимости груз (бывает, что и на десятки, сотни миллионов долларов). Эту проблему необходимо решать.
И еще один очень важный вопрос. Мы с таможней должны ликвидировать проникновение криминала на рынок автомобильных перевозок. Зачастую нас подставляют уголовники, которые уходят от таможенных пошлин. А мы с вами иногда становимся в позу, защищая этих грузодателей. И та помощь, которую мы им непроизвольно оказываем, привела к тому, что нам предъявляют колоссальные претензии. Некоторые перевозчики говорят: "Грузоотправитель ставит мне условие: приезжая в Москву, прежде чем ехать на таможню, позвони клиенту, он тебе поможет приехать. Иначе груз не получишь". Нельзя идти на поводу у таких клиентов. Нам это уже стоило миллионных претензий. Правительство приняло постановление об ужесточении допуска к международным перевозкам. Положением предусмотрено согласие таможенного комитета на то, чтобы допустить перевозчика к международным перевозкам. И это очень правильно. Слишком много появилось случаев жульничества. Взять хотя бы аренду автомобиля. Хочу вас предупредить: не отдавайте автомобиль в аренду с карнетом, вы можете попасть в очень неприятную ситуацию, в результате будете нести уголовную ответственность, поскольку на карнете стоит ваша печать. Поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть: такие семинары необходимы, чтобы мы совершенствовали законодательство, а это в свою очередь будет способствовать развитию внешнеэкономических связей.
И напоследок хочу ответить вам на вопрос по поводу разрешений. Я официально заявляю, что в двусторонних перевозках между Россией и Украиной позиция АСМАП такова, чтобы работать вообще без разрешений. Что касается третьих стран - это вмешательство во внутренние дела того или иного государства. Никто не пойдет на то, чтобы отдавать иностранным перевозчикам свои экспортные грузы. Я хочу, чтобы вы правильно понимали нашу политику в этом вопросе".
Проблеме разрешений посвятил свое выступление директор Департамента автомобильного транспорта Леонид Петрович ДОКИЛЬ. Он подробно остановился на ситуации, которая сложилась на сегодняшний день с обеспечением разрешениями.
"Количество перевозчиков растет. Если раньше мы ощущали недостаток разрешений в отношении Германии, Франции, то сейчас положение с этими странами постепенно выровнялось. С продвижением ЕС на восток ситуация меняется. Возникли серьезные проблемы с Польшей и Венгрией. В определенной степени они решаются. 25-го июня в Ягодине должна состояться повторная встреча вице-премьер министра Польши и нашего министра транспорта. Надеюсь, вопрос в какой-то степени будет снят. Хотя польскую сторону можно понять: она защищает своих перевозчиков. Министры наших стран встречались дважды. Будем надеяться, что в результате появится возможность осуществлять перевозки по двустороннему соглашению. Достигнута договоренность о том, что Польша выделит нам дополнительно 17 тыс. разрешений.
Возникли проблемы и с Венгрией. Сегодня она готова менять "грязные" разрешения на "чистые" - в соотношении один к двум, так что компромисс достигнут.
Что касается России, то наш министр уже провел две встречи в Кишиневе. Две недели назад в Киеве состоялась встреча на уровне Минтрансов России и Украины. Дано поручение встретиться на уровне Ассоциаций и также прийти к компромиссу. На сегодняшний день достигнуто соглашение о выдаче 1 тыс. разрешений при первой необходимости. Хочу сказать, что в первую очередь мы должны ориентироваться на двусторонние соглашения".
Первый, напряженный день работы семинара завершился поздравлением Юрия Сергеевича СУХИНА с праздником Дня независимости России. В ответном слове Юрий Сергеевич сказал:
"Украина внесла огромнейший вклад в развитие международного транспорта. Мы с вами достигли такого авторитета, что Комитет по связи стран СНГ был создан точно так же, как 20 лет назад в Брюсселе был создан Комитет по связи Стран Экономического Сообщества. Экономическое Сообщество защищает свои рынки введением экологических норм, понимая, что мы неспособны так же быстро, как они, обновлять парки. Вот и мы должны совместно решать проблемы, возникающие между нашими государствами. Я очень признателен вам за поздравление и подарок в честь великого нашего праздника. Уверен - мы будем трудиться вместе на благо наших народов".
Людмила КАТКОВА.
Фото автора и пресс-центра АсМАП Украины